Маленькая девочка скачет на коне, пытаясь обогнать взлетающий самолет. Девочка-подросток бежит по полю и машет руками самолету, парящему в небе. Девочку зовут Амелия. Фамилия — Эрхарт. Пройдет совсем немного лет, и она станет первой американской женщиной-пилотом, любимицей Америки. А в 1937 году, когда ей исполнится 40, ее самолет во время кругосветного перелета пропадет в небе над Тихим океаном. Это превратит ее из любимицы Америки в кумира и почти миф.
Поиски Амелии Эрхарт продолжаются по сей день. Ее биографии выходят примерно с той же частотой, с какой в автомате выпекаются пончики. И вот, наконец, байопик, сделанный с хорошим голливудским размахом, хорошим режиссером Мирой Наир и названный просто «Амелия». Америка знает, о ком идет речь. Кино, как известно, делает из мифов жития святых. Амелия Эрхарт не избежала этой участи.
Фильм Миры Наир — чистенький, красивенький, декоративный (самолет над скалами, самолет над саванной, самолет над океаном, тень самолета на земле, все настолько яркое, что кажется слайд-шоу, которое демонстрируют в офисе туристического агентства) — фильм Миры Наир похож на гамму.
Режиссерские пальчики быстро и поверхностно пробежались по клавишам судьбы Амелии Эрхарт, извлекая гладкие звуки, демонстрируя техническое мастерство, но, по сути, так ничего и не сыграв. Отфильтрованные и оттого пресные отношения Амелии с мужем и спонсором Джорджем Патнемом и любовником Джином Видалом не говорят ровным счетом ничего ни об одном из участников этого треугольника, а вся суть небесных устремлений героини в результате сводится к феминистским лозунгам.
Надо непременно стать первой женщиной, которая пересечет Атлантику (господи, да какая разница, кто ее пересечет! Лишь бы пересекли). Надо непременно стать первой в авиагонке и ни в коем случае нельзя подчиняться мужу. На своей свадьбе Амелия на вопрос священника: «Обещаешь ли ты любить, уважать и слушаться этого мужчину?» — отвечает: «Любить — да, если в охотку, уважать — да, а слушаться — нет».
После чего «этот мужчина» заключает ее в объятия. Известно, что Эрхарт действительно была кумиром ярых феминисток, видевших в ее жизни пример для подражания. Однако известно также, что ее жизнь была полна и трагических событий, и благородных поступков, и что в небо она стремилась не только потому, что хотела быть первой, рекламировать саквояжи модных фирм и видеть свое фото в газетах, а потому что была настоящей небесной ласточкой.
Все это — увы! — забыто как ненужный хлам на дне ее биографии. Зрителям оставлена лишь история некрасивой женщины (Хилари Суонк), которую почему-то, непонятно за что, любили два очень красивых мужчины (Ричард Гир и Ивэн МакГрегор) и которая была одержима довольно бессмысленной идеей прилететь куда-нибудь первой.
|