В настоящее время в Лондоне проходит фестиваль "Нолливуд сейчас!" (Nollywood Now!), посвященный нигерийскому кинематографу (Нолливудом называют, по аналогии с Голливудом, нигерийскую киноиндустрию). До 12 октября организаторы не только покажут самые популярные фильмы из Нигерии, но и проведут просветительскую работу среди киноманов британской столицы. Необходимость в этой работе связана вовсе не с модой, как могло бы показаться на первый взгляд, а с тем фактом, что Нигерия занимает второе место в мире по производству фильмов, опережая Голливуд и не так уж значительно уступая Индии.
Немного истории
Попытки снять первые фильмы предпринимались в Нигерии еще в 60-е годы прошлого века. Однако высокая стоимость производства картин и отсутствие рынка сбыта привели к тому, что кинопроизводство не заладилось. Финансирование того небольшого количества картин, которые снимались там до середины 80-х годов, происходило преимущественно из бывшей метрополии - Великобритании, где и проживала основная часть актеров и режиссеров. Среди представителей этого поколения нигерийских кинематографистов можно выделить разве что Олойе Хуберта Адедехи Огунде - актера и продюсера, которому на закате карьеры удалось сыграть в одном фильме с Пирсом Броснаном.
Ситуация начала меняться в середине 80-х годов прошлого века, когда в Нигерии появилось государственное телевидение. С самых первых дней количество зарубежного контента на канале было ограничено законодательно, поэтому руководство канала было вынуждено искать материалы для трансляций у себя дома. В результате в эфир стали попадать (и пользоваться популярностью у зрителя) телеспектакли местных театральных трупп, что привело к бурному развитию жанра телепостановки. А к середине 90-х развитие технологий привело к тому, что появились дешевые инструменты для монтажа в домашних условиях. Это сняло основное препятствие для перехода производителей от телепостановок к фильмам - высокую себестоимость проектов.
Считается, что первым полноценным фильмом этой волны стала картина Криса Оби Рапу "Жизнь в путах" (Living in Bondage), которая представляла собой мистический триллер. Главный герой картины в поисках богатства решает стать членом культа и приносит в жертву свою жену. Ему действительно удается разбогатеть, однако его начинает преследовать призрак погибшей супруги. Этот фильм не попал в кинотеатры, которых в то время в Нигерии становилось все меньше и меньше, а был выпущен сразу на видеокассетах. Дело в том, что у продюсера картины Кеннета Ннебуе было большое количество кассет с иностранными фильмами - вот он и записывал поверх них собственное творение.
"Жизнь" не только стала хитом континентального масштаба (так, в 1992 году фильм получил премию Африканской киноакадемии), но и примером для подражания для многочисленных последователей Рапу и Ннебуе.
Нолливуд сейчас
Согласно последнему отчету ЮНЕСКО, в 2006 году в Индии был выпущен 1091 фильм, в Нигерии - 872, а в США - 485. Вместе с тем различные эксперты, говоря о современных темпах развития нигерийской индустрии, называют фантастические цифры в 2 тысячи фильмов в год. Как бы то ни было, но африканская страна, которая 1 октября 2010 года отметила 50-летие своей независимости, является одним из крупнейших производителей кинопродукции в мире.
Как же устроено нигерийское кино с технической стороны? Бюджет типичного фильма составляет около 15 тысяч долларов. Съемки картины продолжаются примерно неделю и проходят на натуре - никаких специализированных павильонов или декораций. Если, например, нигерийский режиссер хочет снять сцену в офисе, то он идет в настоящий офис и договаривается об аренде помещения. Это же касается домов, вилл и прочего "инвентаря".
Что до камер и тому подобного, то нигерийцы используют хоть и полупрофессиональное, но самое современное оборудование. Например, в этой стране давно уже выходят фильмы, снятые полностью в цифре (а сейчас, к слову, и в HD). После съемок еще несколько дней уходит на монтаж и озвучку, которые обычно выполняются на системах домашнего уровня. После этого фильм готов к выходу.
Есть у Нолливуда и собственные звезды. Такие люди как Дезмонд Эллиот, Рмсей Ноа, Стелла Дамасус, Саиди Балоган, Евкария Анонуби, Кейт Хеншоу-Нуталл ведут по африканским меркам настоящий королевский образ жизни, а их личная жизнь является предметом постоянного пристального внимания поклонников и прессы. При этом, например, состояние богатейшей актрисы Нолливуда - Кейт Хеншоу-Нуталл - составляет около 400 тысяч американских долларов. Носители с новой картиной (сейчас это DVD и VCD) поступают в местные магазины (ассортимент обновляется еженедельно), где их продают в среднем по 2 доллара за штуку - такая цена вполне устраивает как потребителей, так и авторов лент. Обычно картины расходятся тиражом в 50 тысяч экземпляров, в то время как хитовые фильмы могут продаваться и по 150-200 тысяч копий в первый день. Фактически, даже в случае, если картина не стала хитом, ее создатели получают прибыль, исчисляющуюся сотнями процентов, - объем индустрии в настоящее время по разным данным варьируется в пределах от 250 до 500 миллионов долларов.
Причины успеха
В чем же причины успеха нигерийского кино, которое почти полностью вытеснило иностранцев с местного рынка (заветная мечта российских кинематографистов)? Их несколько.
Во-первых, нигерийское кино изначально рассчитано на широкого зрителя без излишней претенциозности. "Нигерийская киноиндустрия, как и голливудская, создает фильмы, ориентированные на широкую аудиторию. Миллионы африканцев обожают нолливудское кино, так как это великолепное развлечение. А когда в 1990-х – 2000-х годах в Западной Африке закрылись кинотеатры (из-за экономического кризиса - прим. "Ленты.Ру"), самым доступным и простым способом просмотра фильмов стали видеоплееры," - пояснил в беседе с "Лентой.Ру" художественный руководитель фестиваля "Нолливуда сейчас!" Феникс Фрай.
Во-вторых, нигерийское кино старается быть ближе к потребителю. Это сказывается, например, на жанровой принадлежности выпускаемых фильмов. "Наиболее популярным жанром в нигерийском кино является триллер. В рамках это жанра обычно снимаются фильмы, в которых есть и экшн, и любовь, и серьезные экономические, политические и культурные проблемы. Сюжет обычно развивается в настоящее время, иногда с оглядкой в прошлое", - рассказал "Ленте.Ру" нигерийский режиссер, актер и продюсер Адекунле Детокунбо-Белло, также принимающий участие в организации фестиваля в Лондоне.
Как следствие, кинематографические традиции в Нигерии, заложенные коллегами уже упоминавшегося ранее Огунде, сильно отличаются от европейских, американских (и даже индийских). "В Нолливуде принято показывать на экране настоящее изобилие, дорогие вещи: большие дома, машины, платья. Вместе с тем обитающие в подобной роскоши герои зачастую оказываются злодеями", - отметил Детокунбо-Белло. При этом он подчеркнул, что "обнаженка" для нигерийского кино - строжайшее табу. Формально в виде запрета оно не оформлено, но любой фильм, где встречается голая натура, может быть запрещен к прокату государством.
Другой отличительной особенностью нигерийского кино является большое количество музыки в фильмах. Непосредственно вплетенные в сюжет вокально-танцевальные номера, столь характерные для индийского кино, тут отсутствуют, однако количество и громкость музыки, сопровождающей действо в кадре, могут показаться неподготовленному западному зрителю чрезмерными. Отчасти эта музыкальная щедрость связана с тем фактом, что многие кинопродюсеры одновременно являются и продюсерами музыкальными.
В разговоре с "Лентой.Ру" Детокунбо-Белло подчеркнул, что государство не финансирует кино напрямую, вместо этого создавая условия для развития бизнеса, и именно поэтому с самого начала Нолливуд - самоокупаемое предприятие: "Нигерийские фильмы финансируют себя сами. Деньги приходят отовсюду - от частных лиц и от крупных корпораций (часть лент носит религиозный уклон и финансируется исламскими или христианскими общинами Нигерии - прим. "Ленты.Ру")." Вместе с тем нигерийский режиссер не исключил, что часть средств, которые в настоящее время попадают в киноиндустрию, может иметь не совсем легальное происхождение, добавив, что кинематографисты Нигерии заслуживают уважения хотя бы за то, что изо всех сил стараются развивать собственное производство.
Только вперед
В настоящее время Нолливуд готовится к всемирной экспансии. Африка уже давно пала - нигерийские фильмы распространяются по всему континенту. Постепенно африканское кино попадает и на Запад. При этом воротами для него служит Великобритания - в бывшей метрополии уже работают несколько платных каналов нолливудского кино. В этом смысле кинофестиваль в Лондоне - лишь первая ласточка предстоящего нашествия лент с Черного континента.
"Нолливудское кино и так пользуется невероятной популярностью во всем мире, и думаю, что еще через пару лет Нолливуд заметят и ведущие издания Северного полушария. Более мощные кинопроизводители, типа Голливуда, также признают популярность нигерийских актеров и кинематографистов", - заявил Феникс Фрай. Он добавил, что идея сделать фестиваль "Нолливуд сейчас!" пришла к нему после того, как он узнал, что большинство его друзей и коллег ничего не знают о второй по величине в мире киноиндустрии.
Детокунбо-Белло же отмечает, что в настоящее время в Нолливуде есть огромное количество талантливейших режиссеров - Тунде Келани, Кингсли Огоро, Ланселот Имазэум, Кунле Афолоян, которых "в ближайшее время обязательно заметит как Голливуд, так и мировая киноиндустрия." Кроме этого Адекунле добавил, что в настоящее время в Нолливуде производят не только исключительно дешевые фильмы. "Конечно, сейчас очень много лент, бюджет которых лежит в пределах 15 тысяч долларов. Вместе с тем, имеются и такие проекты, как "Статуэтка" Кунле Афолояна, создание которой обошлось в 300 тысяч. И я с уверенностью могу заявить, что есть еще несколько проектов с аналогичным бюджетом", - отметил Детокунбо-Белло.
Ну что ж. Нам остается только ждать, когда нигерийское кино доберется до России.
|