«Правда» - красивое благородное слово, в котором есть место и подвигу, и риску, и готовности сразиться со всеми, кто против
«Правда» - красивое благородное слово, в котором есть место и подвигу, и риску, и готовности сразиться со всеми, кто против. То есть лжецами. Название «Правдивая история. Тегеран-43» волей-неволей заставляет зрителей подумать о том, что есть другая, неправдивая, да что там - лживая история про Тегеран-43. То есть та самая, всенародно любимая, с Костолевским, Делоном, Джигарханяном…
Не сочтите меня наивным: я в курсе, что тот чудесный фильм - основанная на исторических событиях выдумка. С другой стороны, какая мне разница, были ли на самом деле прототипы персонажей Костолевского и Делона влюблены в героинь Белохвостиковой и сколько в реальности врагов уложил Джигарханян перед тем, как получить пулю в затылок. Ведь кино - не лучший способ рубить с экрана правду-матку, особенно когда ставится задача не только сообщить истину, но и поспорить с другой картиной.
«Правдивая история» - один из цикла художественных фильмов, посвященных бойцам невидимого фронта и их не слишком эффектной, но эффективной работе. Сняты фильмы тоже не слишком эффектно, хотя съемочная бригада регулярно выезжала для поиска натуры за рубеж. Но картины - что предыдущая, про «нашего человека» в ЮАР, что нынешняя, про настоящий Тегеран-43, - получились аскетичными и вялыми. Единственная по-настоящему живая сцена, в которой Гитлер закатывает истерику и требует «послать 200 самолетов и разбомбить к чертям этого инвалида, жирного борова и усатого садиста», выглядит здесь телом совершенно инородным. Среднесериальное качество фильмов словно подтверждает красной нитью проходящую через весь цикл мысль о том, что настоящий разведчик дерется и стреляет только в кино.
Ну и стоило ли тогда снимать именно кино? Не разумнее ли было ограничиться документальными телепроектами? Материала полно, герои готовы говорить, что и подтверждают документальные вставки в художественное повествование «Тегерана». Поклонники замечательного фильма Алова и Наумова с удовольствием узнали бы историческую правду, не воспринимая ее как покушение на киноклассику и по достоинству оценив подвиг разведчика. И, кстати, не понадобились бы натурные съемки в Сирии и Марокко! А сэкономленные деньги можно было бы вручить тем, кто молчал под пытками в африканской тюрьме и спасал жизнь членам «большой тройки»...
|