"Аватар" победил в прокате, но проиграл на "Оскарах" "Повелителю бури". 3D завоевало широкого зрителя, а тайское эзотерическое кино - узкого. Война переместилась с полей сражений в танк, а виртуальные социальные сети вышли на экран. Итоги киногода подводит обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.
Главных итогов у международного киногода два. Во-первых, возрождение кинотеатрального проката. Еще полтора года назад самые продвинутые аналитики уверенно говорили о смерти кинотеатров и переходе зрителей от экранов, больших и маленьких, к мониторам компьютеров. Ан нет: стоило Джеймсу Кэмерону выпустить на экраны "Аватара", как статистика пошла в другую сторону.
Во-вторых, в Каннах один из лидеров голливудского проката Тим Бертон наградил "Золотой пальмовой ветвью" тайца Апичатпонга Вирасетакуна за загадочную и волшебную во многих смыслах картину "Дядюшка Бунми, способный вспомнить свои прежние жизни". О чем говорит этот факт? Не обязательно идти на компромиссы и договариваться со зрителем, чтобы стать успешным: главное - быть честным и, желательно, талантливым, как остроумный обитатель далекого Бангкока. И там - никакого 3D. Как, кстати, и в одержавшем победу над "Аватаром" на церемонии вручения "Оскаров" военном боевике "Повелитель бури". Впервые женщина, Кэтрин Бигелоу, получила режиссерский "Оскар" - и задан новый тренд минималистского кино о войне. В нашем прокате о нем напомнил и прекрасный израильский фильм "Ливан", герои которого заперты в одном танке; автор, лауреат "Золотого льва" в Венеции и бывший танкист Шмуэль Маоз рассказал нам о том, как его блестящий фильм соотносится с личным опытом:
"На войне было не так, как в фильме. Было гораздо страшнее и хуже. Но эта история – моя. Однако важнее было не то, чтобы простить самого себя - это неточное выражение, но найти понимание того, что же тогда произошло. Принять ответственность за участие в войне на себя".
Вообще, причудливое совмещение чужого опыта со своим стало одним из важных трендов года - недаром к его завершению в Таллинне был награжден как лучший европейский мультфильм года полнометраженый "Иллюзионист" француза Сильвена Шоме:
"Сценарий был изумительный. Всего 30 страниц, ни одной реплики. Чистейшая поэзия. Именно поэтому масса вещей была описана очень схематично, не хватало подробностей. У меня не оставалось выбора – только импровизировать, другие эпизоды, наоборот, убрал".
"Иллюзионист" понятен для всех, поскольку там вообще не говорят. Но и самый разговорный фильм сезона, блестящая "Социальная сеть" Дэвида Финчера, прельстит и заинтригует любого, не потому, что герой картины Марк Цукерберг - самый молодой миллиардер планеты, и даже не потому, что придуманной им сетью Facebook сегодня не пользуется только ленивый, а потому, что герои картины сложны, как персонажи Шекспира, к чему режиссер шел намеренно:
"Мне неинтересно делать фильмы, на которые люди идут, чтобы за кого-то болеть, как на футбол. Мне такие фильмы не интересны по определению. Они, по-моему, просто скучны".
Победители года, кроме упомянутых Бигелоу, Кэмерона, Шоме, Маоза и Вирасетакуна - София Коппола, чья камерная трагикомедия "Где-то" получила "Золотого льва" в Венеции, и загадочный турок Семих Капланоглу, взявший за картину "Мед" "Золотого медведя" в Берлине. И, конечно, Роман Полански. В прошлом году его арестовали - в этом выпустили, и в этом же новая картина классика, одна из лучших в его фильмографии, - "Призрак" -получила приз за режиссуру в Берлине и была названа в Таллинне лучшим европейским фильмом года.
|