Российские кинопродюсеры впервые получили от государства щедрый бонус по итогам работы— Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии распределил 150 млн рублей между компаниями, на чьи фильмы пришло более 1 млн человек. Среди прочих в список «премированных» вошла компания продюсера Рената Давлетьярова, яростно выступавшего против идеи создания фонда, зато не попали создатели популярных комедий «Самый лучший фильм» и «Гитлер капут!».
За всю историю российского кинобизнеса государство впервые выступило в роли топ-менеджера, наградившего своих работников по итогам успешной работы. Фонду кино было выделено 150 млн рублей на поощрение тех кинопродюсеров, чьи фильмы стали по-настоящему массовыми и собрали в кинозалах больше 1 млн человек. В итоге, попечительский совет фонда отобрал 8 проектов, вышедших в прокат в 2008–2009 гг. Так, больше всех принесли своим создателям фильмы «Адмирал» и «Любовь-Морковь-2»— компаниям «Даго» и «Реал Дакота» определили по 30 млн рублей, почти столько же «уходит» в «Нон-стоп продакшн» за обе части «Обитаемого острова». В числе прочих— фильмы «Стиляги», «Книга мастеров», «Тарас Бульба» и «Мы из будущего». По условиям, выделенные деньги можно потратить только на съемки новых полнометражных кинокартин. Двойной успех
Приятные бонусы получили не все картины, сумевшие собрать миллионную аудиторию. Так, «мимо кассы» прошли обе части «Самого лучшего фильма», несмотря на то, что первая собрала почти 5 млн посетителей, а вторая— больше 2,5 млн. Не попали в список и проекты студии «Леополис»— «Любовь в большом городе» и скандальный «Гитлер капут!», аудитория которых была больше 1,5 млн человек.
«При выборе фильмов мы смотрели не только на посещаемость, но и на социальную значимость картины, поэтому по многим соображениям попечительский совет не рассматривал картину „Гитлер капут!"»,— объяснил Дмитрий Руженцев, заместитель исполнительного директора Фонда кино.
Продюсеры фильма с решением совета не согласны и надеются на лучшее: «Мы, если честно еще надеемся получить этот бонус, который вроде как полагается фильмам, собравшим более 1 млн зрителей,— прокомментировал продюсер фильма „Любовь в большом городе" Георгий Малков.— По поводу социальной значимости, мы уверены, что фильм был абсолютно в тренде президентской программы по повышению рождаемости. Бонус был бы нам совсем не лишним— несмотря на большие сборы (половину которых мы оставили кинотеатрам) расходы на производство и промо были очень высокие».Также, по словам Руженцева, «бонусы» не полагались проектам тех восьми компаний-»лидеров», которые уже получили по 250 млн рублей на производство. Другие лидеры
В этом году новая схема распределения бюджетных денег на кино наделала много шума: если раньше средства выделялись попроектно Министерством культуры через сайт госзакупок, то с этого года они будут поровну распределяться через фонд кинокомпаниям-»лидерам». В их число вошли «ЦПШ», «Тритэ» Никиты Михалкова, «Дирекция кино» Константина Эрнста, Bazelevs Тимура Бекмамбетова, «Профит» Игоря Толстунова, «Рекун» Валерия Тодоровского, «СТВ» Сергея Сельянова и Art Pictures Федора Бондарчука. Теперь на эти компании государством возложена ответственная социальная миссия— возродить любовь зрителя к российскому кино и сделать его прибыльным. По 5% от общего дохода со своих кинокартин продюсеры должны будут вернуть обратно в фонд.
Против такой схемы распределения средств активно выступала Гильдия продюсеров, которую возглавляет продюсер Ренат Давлетьяров. Гильдия поддерживала идею Минкульта распределять деньги на конкретные проекты, которые бы при министерстве выбирала специальная комиссия, и даже направляла письмо премьер-министру с просьбой внять доводам киносообщества, но правительство сделало ставку на фонд. Несмотря на то, что возглавляемая Давлетьяровым «Реал Дакота» является одной из немногих студий, почти все проекты которой отбиваются, в список «лидеров» компания в итоге не вошла.
На этот раз фонд решил не обижать Давлетьярова и несмотря на то, что «Любовь-Морковь-2» была не самой посещаемой картиной в списке, выделила продюсеру самый большой бонус. «Мы не знаем, возьмет ли Ренат Давлетьяров эти деньги, но бюджет уже утвержден и компании они полагаются»,— прокомментировал Руженцев. Впрочем, продюсер, заявлявший ранее, что ему не нужны деньги фонда, от бонуса отказываться не собирается— так как, объяснили в «Реал Дакоте», схема поощрения успешных продюсеров изначально разрабатывалась внутри Минкульта и по сути является поддержкой конкретных проектов, а не компаний, на чем настаивала гильдия.
Как раз по этой причине подобная щедрость государства может больше не повториться. «Этот проект начал разрабатываться еще в 2006 году, когда были совсем другие условия отбора фильмов и теперь не вписывается в новую систему,— объяснил гендиректор Movie Research Олег Иванов.— Насколько я понимаю, этот бонус выдается в первый и последний раз». Нечаянная радость
Совладелец «Нон-стоп продакшн» Сергей Мелькумов рассказал, что собирается потратить деньги на 2–3 новых фильма, общий бюджет которых составит 50–70 млн рублей. Название проектов продюсер называть отказался.
В «Даго», которая уже имеет одну номинацию на «Оскар» за мультфильм режиссера-аниматора Александра Петрова, планируют вложиться в дорогой 3D-мультфильм. «Это чудо»,— коротко прокомментировал полагающийся бонус гендиректор студии Дмитрий Юрков.
Полной неожиданностью бюджетные деньги стали и для «Уолт Дисней»— в компании заявили, что пока даже не думали, на какие проекты их потратят. Гендиректор «А1 Кино Видео» Людмила Кукоба сообщила, что пока изучает документацию, которую нужно предоставить в фонд, и до подписания протокола не готова обсуждать новые проекты.
|