Писать рецензию на вышедшее недавно на большой экран кино, снятое совместно киностудией «Централ партнёршип» и «Беларусьфильмом», не буду – незачем; фильм снят отменно, добротно и честно, за что, кстати, всем, кто принимал участие в его создании – большое спасибо. Порадовали. Несколько раз душили слёзы и комок подкатывался к горлу – до того крепко за душу брали некоторые сцены из этого кино! Опять же, в этой новой «Брестской крепости» всё в порядке с реквизитом, амуницией и вооружением (даже участвовавшие в атаке на Восточный форт танки Pzkw-III, хоть и не оригинальны, но внешне весьма схожи с реальными немецкими танками 1941 года), да и сценарий, созданный Дударевым на основании книги С.С. Смирнова, хорош без изъятий. Актёры вполне аутентичны – даже Деревянко, от которого, если честно, лично я не ожидал столь глубокого осознания образа полкового комиссара Фомина и не менее успешного его воплощения. В общем, фильм удался, и по сравнению с тем же михалковским «Предстоянием» «Брестская крепость» - безусловный шедевр и настоящий «великий фильм о великой войне».
Поэтому скажу немного о другом – об идейной составляющей угольниковской «Брестской крепости» - вернее, об отсутствии в фильме идеологии, как таковой. Может быть, это и правильно – после двадцати лет непрерывного тиражирования псевдовоенных фильмов о зверях-особистах, о героях штрафбатов, об идиотах-генералах, гонящих войска в лобовые атаки, о зверствах НКВД на вновь освобождённых территориях, о тотальной отправке в ГУЛАГ всех освобождённых военнопленных – демонстративное неупоминание в «Брестской крепости» даже самого имени «Сталин», может быть, есть благо. Может быть. Но после завершения просмотра этого кино невольно возникает вопрос – и, думаю, не у одного меня: А ради чего, собственно, эти люди ведут свою войну? ВО ИМЯ ЧЕГО?
Вот предвоенная крепость – милый, домашний, уютный гарнизон; танцы, кино, расслабляющее июньское солнце, барышни, мороженое, для комсостава – пиво, для детей – минералка; в общем, на экране – парадиз, хоть и в небогатом предвоенном антураже…. На рассвете 22 июня на всю эту идиллию обрушивается немецкий удар – горят дома и автопарки, рвутся снаряды и бомбы, полыхают артиллерийские цейхгаузы и военторги; море убитых, кровь, жуть и кошмар. Всё, в целом, верно – но лично мне непонятно (то есть, если судить по фильму, непонятно): чего ради горстка бойцов и командиров, презрев все очевидные выгоды сдачи в плен – начинают сражаться за крепость? И бьются за неё жестоко и безжалостно, не жалея ни своих жизней, ни жизней врагов – буквально каждый бой оканчивая рукопашной? ЗАЧЕМ?
В фильме нет главного – нет ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ вершащегося на экране подвига. Почему Кижеватов, Фомин и Гаврилов, собрав вокруг себя бойцов и командиров, сражаются – тогда как весь остальной гарнизон понуро бредёт в плен? Из-за самурайского духа и на основании кодекса Бусидо? Так они не японцы, Фомин так вообще – еврей. Зачем они решили сражаться и умереть в крепости? Из желания настреляться вдоволь? Из исконной русской ненависти к немцам? Нет ответа…
Фильм создателями сознательно деидеологизирован – в нём умышленно нет упоминаний о Родине, о Сталине, о верности долгу и присяге; конечно, творцы имеют полное право на своё видение подвига защитников Брестской крепости – но, право слово, ТАКАЯ деидеологизация лишает фильм души. Без которой ему чего-то очень не хватает…
|