Вполне очевидно, что к четвертой «Обители зла» можно предъявить ряд претензий. Можно, например, припомнить, что и у кого режиссер Пол Андерсон позаимствовал. Металлического жука, впивающегося в тело — видимо, у Гильермо дель Торо из фильма «Хронос». Человека в черном, главного антагониста — наверное, из «Матрицы». И далее по списку.
Можно попробовать подсчитать, сколько будет идти фильм, если все перестрелки и прыжки будут демонстрироваться не в замедленном режиме, а в реальном времени. Создается ощущение, что в результате получится короткометражка.
Еще при желании можно посмеяться над сюжетом и диалогами. Вот, например, герои прибывают на огромный пустующий танкер, долго бродят по коридорам. Находят запертое помещение, вскрывают его. С серьезными лицами сообщают друг другу: «Это ловушка!» А затем, разумеется, заходят внутрь. За их спинами с шипением закрываются двери.
Можно возмутиться бессовестным финалом, который намекает даже не на сиквел (сиквел — это все-таки что-то отсроченное, такое, что происходит через неделю, месяц, а то и год), а на вторую серию. В конце четвертой «Обители зла» стоит не точка, а запятая. Андерсон заканчивает фильм примерно так: «И тут...» Далее — финальные титры.
И, наконец, развлечение для самых упертых: можно попробовать сравнить «Жизнь после смерти» с оригинальным материалом, то есть с игровой серией. Между первым фильмом, выпущенным в 2002 году, и игрой легко можно было провести параллели. Теперь же о первоисточнике напоминают разве что монстры и имена героев. Кстати, именно благодаря именам любой поклонник игр серии Resident Evil может догадаться, кто именно доживет до финала.
С другой стороны, у четвертой «Обители зла» есть ряд неоспоримых достоинств. Например, фильм открывается сценой в Токио, которая даже меня, человека, не переваривающего 3D, убедила, что этот формат имеет право на существование.
И саундрек у новой «Обители зла» удался. Музыка бухает и грохочет крайне вовремя, усиливая эффект от трюков, которые герои проделывают на экране. Иногда фильм превращается чуть ли не в видеоклип — звуковой ряд начинает восприниматься как ключевая составляющая, а картинка — как сопровождающий элемент.
Кроме того, создателям, видимо, надоели бесконечные подземные бункеры и руины в пустыне, и они придумали (или, возможно, позаимствовали из разных источников) несколько довольно любопытных локаций. Танкер я уже упоминал; есть еще пустующая тюрьма — впрочем, эти интерьеры более-менее соответствуют нормам жанра. А вот расположенное у моря поле с брошенными самолетами — это, как мне кажется, настоящая находка.
Впрочем, оценивать «Обитель зла», включив мозг, совершенно бессмысленно. Кстати, как и большинство других фильмов про зомби. Тут действуют другие критерии: было весело — значит, хорошее кино.
На просмотре «Обители зла» весело было. Это, допускаю, объясняется тем, что сама съемочная группа во время работы над фильмом чувствовала себя легко и непринужденно. Одновременно работала и развлекалась. С режиссером Андерсоном и актрисой Йовович все понятно: они супруги, «Обитель зла» для них — семейный междусобойчик. Хобби, позволяющее подзаработать.
Но главное в фильме про зомби — разумеется, ходячая нежить. В случае с «Обителью зла» твари эти исчисляются не десятками и сотнями, а тысячами. Так что атмосфера на съемочной площадке, понятное дело, во многом задавалась настроением участников массовки.
Настроение у массовки, кажется, было что надо. И действительно, если подумать — какие поводы для расстройства могут быть у исполнителя роли зомби? Весь день тебе приходится ползать перед камерой уморительной походкой, издавать нечленораздельные звуки (которые не войдут в фильм, скорее всего) и тянуть руки к Йовович. Ах, да, еще надо время от времени падать — когда Йовович тебя «убивает». Не жизнь, а малина, как говорится.
Главное — таким актерам никакие профессиональные навыки не нужны. С ролью зомби любой бы справился, даже я. Получается, что какой-то (пускай и мизерный) шанс сняться в пятой «Обители зла» у меня есть. И это, безусловно, еще один плюс в копилку режиссера Пола Андерсона.
|