Американская актриса Сигурни Уивер завоевала популярность благодаря ролям, которые с полным основанием можно назвать «мужскими». Следует сделать акцент и на слове «завоевала» - как иначе охарактеризовать успех, достигнутый Уивер в фантастических боевиках из киноцикла «Чужой». В 1979 году она впервые сыграла мужественную женщину, офицера Рипли, в одиночку расправляющуюся с внеземными монстрами. Зрители поневоле идентифицировали актрису с ее героиней - вот почему Сигурни Уивер фигурирует в рейтинге известности рядом с «суперменами» Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером. Американцы, правда, не употребляют термин «супервумен». Есть лишь подражательный по отношению к «Супермену» комикс «Супергёрл». А Уивер действительно может показаться по фильмам об инопланетном Нечто настоящей «суперженщиной», которая ловко владеет фантастическим оружием и лихо выкручивается из невероятных, вызывающих страх ситуаций.
Не знаю, кто догадался подсказать английскому режиссеру Ридли Скотту, чтобы он обратил внимание на никому не ведомую дебютантку очень высокого для женщины роста, явно не вписывающуюся в стандарты голливудской женской красоты. Она мелькнула в небольшом эпизоде в финале интеллектуальной комедии «Энни Холл» Вуди Аллена, сыграв очередную кратковременную «пассию» очкастого коротышки из нью-йоркской элиты. Аллен использовал внешние данные актрисы ради комического эффекта. А Скотт отправил Сигурни Уивер, не находящую достойного применения в современных лентах, где и так немного женских ролей, прямиком в отдаленное будущее, на затерянный в космическом пространстве корабль «Ностромо», который подвергается террору со стороны загадочного существа, причудливо меняющего свою форму. И тридцатилетняя выпускница престижной Йельской драматической школы неожиданно оказалась на своем месте, сыграв единственную оставшуюся в живых из «великолепной семерки» экипажа, которой потом придется вновь и вновь возвращаться на экране в этот межгалактический ад.
Но карьера «фантастической супервумен», видимо, мало привлекала актрису. В своей следующей картине «Очевидец» английского режиссера Питера Йейтса она исполнила роль эмансипированной тележурналистки из Нью-Йорка, между прочим, с мужским именем Тони, которая пытается выяснить обстоятельства таинственного убийства в отеле. Этот опыт можно было бы счесть не слишком удачным, если бы он не пригодился Уивер в одной из ее лучших работ - в фильме «Год опасной жизни» австралийца Питера Уира. Режиссер имел точный расчет: политическая драма о готовящемся перевороте в Индонезии в 1965 году должна была заинтересовать широкого зрителя, поскольку главных героев - австралийского журналиста и сотрудницу английского посольства - играли прославившиеся в футуристических боевиках Мел Гибсон («Безумный Макс») и Сигурни Уивер («Чужой»). Он добился от актеров психологически убедительного исполнения, тончайшей разработки характеров. Ситуация опасности, риска для жизни, словно позаимствованная из фантастических историй, была наполнена достоверными подробностями. Персонажи привлекали не только своей мужественностью и самоотверженностью, но и неповторимыми человеческими качествами, вызывали подлинное сопереживание. Уир предоставил возможность Гибсону и Уивер раскрыться в личностном плане, сыграть близких им по духу и чувствам героев. Английская дипломатка из «Года опасной жизни» была не просто еще одной независимой деловой женщиной, создающей самую себя, четко выстраивающей собственную карьеру. За ее внешним обликом скрывалась другая натура - способная на искреннюю страсть и самопожертвование ради любимого, непредсказуемая в поступках женщина.
Волевое лицо, сильный характер, энергичность и решительность в действиях - и чисто женская слабость, потребность в защите и поддержке, ожидание любви и нежности в чувствах. Одна женщина или две? Через три года после этого актриса примет участие в ленте французского режиссера Даниеля Виня именно с таким названием - «Одна женщина или две». Критики тут же сопоставили этот фильм с известной комедией 30-х годов - «Воспитание «Бэби» с блистательным дуэтом Кэри Грант-Кэтрин Хэпбёрн. И знаменательно, что именно в 80-е годы возродился культ прежних актерских амплуа. Свободные, раскованные, эмансипированные женщины, создаваемые на экране Сигурни Уивер, Кэтлин Тёрнер, Мелани Гриффит и Мишель Пфайфер, так напоминают роковых героинь «черных фильмов», умных, блещущих то изысканным, то язвительным юмором женских персонажей из комедий «золотой поры Голливуда».
Уивер, помимо упомянутой картины «Одна женщина или две», сыграла еще в нескольких комедиях: политических («Афера века» Уильяма Фридкина, «Дейв» канадца Айвена Райтмена) и фантастических (две серии «Охотников за привидениями» того же Райтмена). Роль в последней из них отчасти можно воспринимать в качестве пародийной по отношению к образу офицера Рипли из цикла «Чужой». Но наиболее удавшейся стала работа актрисы в социальной комедии «Деловая девушка» Майка Николса, номинированная на «Оскар». Сигурни Уивер воплощает, чуть шаржируя и высмеивая, тип современной «хищницы», предприимчивой владелицы фирмы, терпящей поражение на личном и деловом фронте от собственной секретарши, которая вроде бы казалась простушкой.
Впрочем, сама актриса куда большее значение придавала появившейся в том же 1988 году картине «Гориллы в тумане» английского режиссера Майкла Эптида. В фильме рассказана драматическая судьба американской женщины-антрополога Дайэн Фосси, реальной личности, которая исследовала поведение горилл в Африке, но стала жертвой более разумных существ - людей. Стойкий, порой безжалостный образ «космической воительницы» или «новоявленной амазонки» из лент про Чужого, будучи помещенным в современную действительность, оказался беззащитным, открытым для постороннего, иногда губительного влияния. Самостоятельные, непреклонные героини Уивер из драм «Очевидец», «Год опасной жизни» и «Гориллы в тумане» (а позднее - во все-таки не получившемся политическом фильме «Смерть и Дева» поляка Романа Полянского и в немножко вторичном триллере «Имитатор» англичанина Джона Эмиела) встречаются с такими опасностями, которые преодолеть труднее, чем победить внеземных чудовищ. И сложнее приспособиться вовсе не к далекому и необжитому космосу, а к внешне обустроенной жизни на Земле в той подлинной реальности, где нам выпало существовать.
Неслучайно, что эффектные, но все же одномерные роли Сигурни Уивер из фантастических боевиков сменяются в лентах о современности как бы раздвоенными характерами. В случае же с картиной «Улица полумесяца» французского режиссера Боба Свэма - почти буквально: женщина-ученый оставляет свои дневные изыскания ради высокооплачиваемой ночной работы в качестве call girl. Помимо всего прочего, она является американкой, живущей в Лондоне. Вообще следовало бы подчеркнуть, что Уивер чаще всего играет героинь, находящихся в не свойственной им среде обитания, в чужой стране, на иных планетах - да и сама актриса может показаться вечно неприкаянной незнакомкой, своеобразным «чужаком Голливуда». Кстати, я специально упоминал, что почти все фильмы с ее участием сняты неамериканскими постановщиками, которым, вероятно, заметнее «чужеродность» (по внешним данным, типажу или же по внутренней двойственности ряда образов) Сигурни Уивер даже в современном кинематографе США, явно ориентированном на «космополитичные суперзрелища».
Актриса ровно год назад отметила свое 50-летие. Думаю, что ей еще предстоит в полной мере продемонстрировать свой недопроявленный женский талант, сыграть многоликую, состоящую не из двух, а как будто из нескольких персон женщину с неуловимой сущностью, добиться серьезного признания, подобно своим незаурядным одногодкам - Мерил Стрип, Джессике Лэнг, Сисси Спейсек. А пока что, несмотря на постоянные протесты Уивер, ее могут вынудить уже в пятый раз превратиться в «суперженщину» из космоса в новой серии «Чужого».
|