На экраны выходит «Скотт Пилигрим против всех», увлекательное исследование душевного мира поколения «нулевых» в форме кинокомикса.
Скотт Пилигрим живет в скучнейшем городе мира — Торонто. Ему 22, но выглядит он на вечные 17. Всю сознательную жизнь он временно не работает, а квартиру снимает на пару с соседом-геем, который платит за жилье. Скотт играет на басу в гаражной рок-группе Sex Bob-Omb, пока что далекой от славы. Личная жизнь только начала налаживаться: он встретился со школьницей-китаянкой, и однажды они почти держались за руки. И вдруг на его горизонте возникает прекрасный мираж. Девушка с крашеными волосами (каждый месяц в разный цвет), родом из самого Нью-Йорка, работает курьером в amazon.ca и разъезжает на роликах. Ради того, чтобы понравиться ей, Пилигрим готов на подвиг. Например, победить в честном единоборстве каждого из семерых ее бывших бойфрендов. Один умеет летать и вызывать духов индийских вампирш, другой обладает магической силой вегетарианства и может достать с неба Луну, третий фантастически владеет скейтбордом и снимается в боевиках…
«Скотт Пилигрим против всех», поставленный блестящим британским комедиографом Эдгаром Райтом («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые») по комиксу канадца Брайана Ли О'Мэлли, может показаться невероятной чушью — поверхностной, легкомысленной, несуразной. На сеансе этой картины поначалу трудно побороть чувства неловкости и удивления — будто зашел без стука в комнату подростка, а там такое… Потом втягиваешься и осознаешь, какого восхищения достойны авторы: они не просто зашли в эту комнату на цыпочках, они залезли подростку в голову и душу, подсмотрев там удивительное кино. То самое, которое снится взрослым по ночам, а детям (или вечным детям вроде Скотта Пилигрима) грезится круглосуточно. Их личный комикс, собственный боевик, приватная видеоигра, где можно «пересохраниться», вынуть из кармана запасную жизнь, покорить женщину, стать героем сцены. Короче, сразиться против всех и выйти из схватки победителем.
Заграничные рецензенты, расхваливавшие предыдущие работы Райта, в замешательстве. За неимением лучшего, превозносят мастерские спецэффекты и саундтрек. Действительно, столь органичного совмещения стилистики видеоигры (причем самой дешевой и простой) с возможностями актуального киноязыка до сих пор, пожалуй, не встречалось. А песни для Sex Bob-Omb и групп-конкурентов писали лучшие современные исполнители во главе с певцом-хамелеоном Беком.
Можно «пересохраниться», вынуть из кармана запасную жизнь, покорить женщину, стать героем сцены и выйти победителем из любой схватки
Стоит похвалить и кастинг. К природному обаянию несуразного Майкла Сера, которое было очевидным еще в «Джуно», добавились недюжинные способности комического артиста. Флегматичная Мэри Элизабет Уинстед (играла дочку Уиллиса в «Крепком орешке-4») отвечает за здравый смысл, которого так не хватает ее романтическому партнеру. Анна Кендрик (сестра Скотта) и Киран Калкин (гей-сосед) играют дико смешную пару резонеров. Карикатурный харизматик Джейсон Шварцман идеально вписывается в роль коварного антагониста — главы «Лиги злых бывших».
Однако «Скотт Пилигрим против всех» останется в истории кинематографа XXI века совсем не поэтому. Перед нами — портрет поколения «нулевых». Умный, подробный, снайперски точный. У нынешних двадцатилетних в сердце бьется рифф бас-гитары, в мозгах крепко засела Playstation 3, а пониже пояса находится джойстик, управляющий мыслями и поступками. Форма кинокомикса для них — самая адекватная: точно так же поколению 1950-х было необходимо читать монологи сэлинджеровского Холдена Колфилда, а поколению 1960-х — ломать гитары под My Generation группы The Who. Фильм Райта — больше диагноз, чем манифест, но тем он значительнее. Если «Сумерки» — то, чем нынешние молодые хотят казаться, то «Скотт Пилигрим» — то, чем они являются на самом деле.
Сравнительно часто встречаются фильмы хорошие, но «Скотт Пилигрим против всех» — нечто большее. Не только хороший, но и очень важный фильм. Здесь есть ответы на массу вопросов: о роли видеоигр и виртуальной реальности, о заниженной самооценке и эротическом самосознании, о консюмеризме и творчестве, об этике и эстетике. Даже о том, почему двадцатилетние лентяи и интроверты, перманентно ощущающие себя героями несуществующих фильмов, не снимают собственное кино. Средний возраст режиссеров в «нулевых» заметно вырос — да и самому Эдгару Райту, страшно сказать, уже 36.
С 19 августа в кинотеатрах города
|