Пока в кинотеатрах дают задорный сексплотейшн/слэшер "Пираньи 3D", мы вспоминаем, кто придумал эксплуатировать на большом экране маленькие человеческие слабости. И как ему не стыдно.
Из всех мудреных определений этого феномена дадим простейшее: эксплотейшн в кино есть эффективное совпадение предложения и спроса, всего лишь. Публика всегда готова платить за шоу ради единственного пункта программы, когда женщин и нервных попросят покинуть представление. Киношники эту готовность охотно эксплуатируют. Звездный час эксплотейшн фильма длился недолго — с середины 60-х по конец 70-х. В США расцвету эксплотейшн способствовали конкретные бизнес-факторы: море грошовых однозальных кинотеатриков, "грайндхаусов", заинтересованных в сомнительном репертуаре, обвальное удешевление кинопроизводства и стремительно люмпенизирующиеся даунтауны. В Италии и Японии условия отличались. Как бы то ни было, с победой мультиплексов и хоум-видео эпоха эксплуатационного кино закончилась. Последствия аукаются до сих пор: пока Тарантино тосковал по своему грайндхаусу, триллеры перестали вызывать дрожь, фантастика лишилась воображения, экшны — экшна, хорроры — ужасов, эротика — секса, или, если хотите, наоборот. Не стоит идеализировать эксплотейшн. Место художественных образов занимают тут стереотипы, настойчивая эксплуатация которых грозит аудитории стремительным упрощением мозговой активности. Но и это не закон. Золотой век эксплуатационного кино — очень разнообразный материк, где есть свои низины и монбланы. Как раз последние-то и заставляют нас ахать от восторга, а режиссеров — бессильно кусать локти. Вот они.
Хорроры от "Хаммер"
Вульгарный эксплотейшн умел быть всем, и даже снобом. Единственный — но какой! — вклад британцев в копилку жанра сделала студия "Хаммер", создавшая особый стиль викторианского фильма ужасов, эксплуатирующего спесь и хорошие манеры.
В кадре: "Влечение к вампиру", 1971
Роуд-муви
Пожалуй, главный вклад индустрии эксплотейшн в историю кинематографа — это роуд-муви: жанр, в отличие от умерших джалло, хаммера и блэксплотейшна, актуальный до сих пор. Фильмов, где все куда-то едут, испытывая по этому поводу разнообразнейшие чувства, в 60-70-х снято миллион, но великих — всего три: "Беспечный ездок" Денниса Хоппера, "Точка возврата" Ричарда Сафарьяна и "Двухполосное шоссе" Монте Хеллмана.
В кадре: "Беспечный ездок", 1969
Сексплотейшн
Из редких достижений сексплуатации, которые не стыдно пересматривать, остаются фильмы Расса Майера — певца огромных сисек и мощных тачек.
В кадре: "Черри, Гарри и Ракель!", 1970
Якудза-фильм
Японский вклад в эксплотейшн наряду с ужасами про гигантских монстров и экзотик-порно. Ограничиться можно фильмографией Киндзи Фукасаку, известного у нас по "Королевской битве". Миике и Китано считают себя всего лишь учениками мастера, создавшего в 70-х 6-серийный эпос "Дневники якудза".
В кадре: "Война без правил" (первый "том" "Дневников"), 1973
Блэксплотейшн
Король эксплуатации и предмет вечной зависти Тарантино — блэксплотейшн, экшны про черных мафиози, сутенеров и черных робингудов. Пересматривать нужно все, но начните хотя бы с фильмов с участием "Нефертити-ниндзя" — Пэм Гриер.
В кадре: "Крепкий кофеек", 1973
Спагетти-вестерны
Парадокс, но великий жанр — американский вестерн — достиг окончательных стилистических высот в итальянской на себя пародии. "За пригоршню долларов", "Хороший, плохой, злой", далее по списку.
В кадре: "За пригоршню долларов", 1964
Джалло
Итальянский эксплотейшн — это джалло: явление кино, названное по цвету бумаги, на которой печатались бульварные романы. Гранд-мастер — непревзойденный Марио Бава с изящными хоррорами про нежных девушек и маньяков в кожаных перчатках.
|