Режиссер Кира Муратова - человек непредсказуемый.
Она не хочет давать интервью, и может по этому поводу раскапризничаться, как маленькая девочка, то и дело повторяя: "Не хочу и все!". При этом всех журналистов отсылает к своим интервью 25-летней давности: "Почему-то так получается, что я превращаюсь в попугая. Я повторяю одни и те же ответы, но это происходит потому, что мне задают одни и те же вопросы".
Она отказалась в этом году выйти на сцену на открытии Первого одесского международного кинофестиваля и получить приз "За честь и достоинство" и солидное денежное вознаграждение (как математик Григорий Перельман, только в искусстве). Ее последний фильм "Мелодия для шарманки" не включили ни в одну из программ кинофестиваля, мотивировав это тем, что "он слишком грустный".
Но это не помешало Муратовой стать самой себе программой - одним из центральных событий кинофорума стала ретроспектива ее фильмов, устроенная клубом U Cinema на Одесской киностудии (правда, "Мелодию для шарманки" не показали и на ретроспективе). Там же, на кинофестивале, Кира Муратова провела свой мастер- класс, честно ответив на вопросы молодых людей, даже на те, которые ей не нравились.
Перед мастер классом для Киры Георгиевны устроили специальный сюрприз: на съемках фильма "Мелодия для шарманки" работал профессиональный фотограф Владимир Зинченко, и на большом экране показали слайд-шоу из его снимков, фоном для которого послужили песни Земфиры. Кира Георгиевна во всеуслышание забраковала и это: "Ненавижу такие попурри". Молодые люди вначале даже поначалу робели - боялись задавать вопросы. А Кира Георгиевна точно так же, бескомпромиссно высказывалась:
О киномире
- Вокруг кино всегда есть такая ужасная тусовка, что вырабатывает такую светскую жизнь, которая мне отвратительна. Я вынуждена, тем не менее, в ней участвовать. Но это печально.
О времени
- Я со временем не в ладах. Я как-то больше ощущаю вечность. На короткие отрезки - время 90-х или двухтысячные-нулевые - я время не делю. По-моему, они мало отличаются друг от друга. Разве что в 90-е было гораздо больше крови, выстрелов, бандитов и вообще экстремальных решений проблем. А бездомные дети... Знаете, это смотря в каких сферах жить, где вращаться, на что обращать зрение и внимание. Если вам кажется, что по сравнению с 90-и для населения что-то кардинально изменилось, я считаю, вы ошибаетесь.
Только меньше стало стрельбы и трупов. Время определяется по тому, как люди относятся к детям, к животным... С этой точки зрения ничего не изменилось. Я всегда с удовольствием наблюдаю, как люди одеты. Пойдите на Киевский вокзал или в провинциальный зал ожидания. Я же не знаю, где вы вращаетесь. Может, вы бываете в лучезарных местах... Сейчас некоторые одеваются лучше. Может, это поверхностно, но мне так кажется.
О Владимире Высоцком
- Наверное, если бы Высоцкий в наше время жил, он продолжал бы оставаться самим собой. Что-то писал, создавал, развивался бы. Сочинял бы в новом духе или жанре свои песни, если бы его талант не увял. Он был бы сейчас не у дел? Отошел бы с каким-то пластом времени куда-то в прошлое? Не думаю. Мне кажется, он менялся бы вместе со временем. Как все мы.
Время нас формирует - хотим мы того или не хотим. Мы можем быть в контрапункте с ним, ссориться с ним, быть против него. Но все равно мы с ним контактируем. Думаю, Высоцкий, как живой человек, продолжал бы существовать очень талантливо. А может быть, делал бы сейчас что-то совсем другое, повернулся какой-то другой гранью.
О Земфире
- Земфира ко мне не имеет какого-то прямого отношения, просто мне нравятся ее песни, в том числе и те, что вошли в "Мелодию для шарманки". А виделась я с ней всего пару раз.
О Ренате Литвиновой
- Сначала я общалась с ней как со сценаристкой, потом она снялась у меня в фильме "Увлечения" и, к счастью, прославилась. И надолго перестала быть сценаристкой и стала киноактрисой. Еще Рената хочет быть режиссером, она сняла фильм "Богиня".
Сейчас снимает еще какой-то фильм. Не знаю, как называется. Я была бы не против, если бы она что-нибудь для меня написала как сценарист. Но она сейчас, видимо, вернулась к себе. И стала писать только для себя. Может быть, у нас с ней возникло взаимное ощущение исчерпанности. Даже боязно об этом говорить такие слова про любимую мной сценаристку, актрису, человека Ренату Литвинову. Но, вы знаете, такое бывает. Люди иногда общаются, общаются, а потом вдруг им кажется, что они все сказали друг другу. Надеюсь, у нас не так. Хотя у нас был момент, когда мы вообще надолго перестали общаться. Не то чтобы поссорились, но как-то ...
Мы должны были снимать по ее сценарию фильм "Злая Фаина и добрая Клавдия", и возник конфликт. Но не с Ренатой, а с продюсером, который на тот момент был ее мужем. Он требовал от нас изменений, которые мне показались дикими. Я сказала: "Ну, ладно. Тогда я не буду это снимать".
Мне так кажется, что у него просто деньги кончились, и поэтому он стал делать эти замечания. Ну, естественно, раз муж Ренаты Литвиновой был продюсером, и мы с Ренатой как-то отдалились. Потом снова стали работать вместе. Рената снялась у меня в "Мелодии для шарманки", и я очень довольна тем, что у нее получилось.
О режиссуре
- Еще в детстве, в школе, мне понравилось ощущение инкогнито. Режиссер - это инкогнито. Он стоит за экраном, за кулисами. На сцене или экране что-то происходит, а кто-то невидимый дергает за ниточки. И это такое приятное щемящее чувство, что я стою в центре, меня никто не знает и не видит... Как это замечательно! Я тогда еще не знала, что буду этим заниматься, но меня уже потянуло. Потом я попала во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова. Мне стало интересно у него учиться... Я захотела быть режиссером, совершенно не понимая, что это такое...
О кино
- Фильм - это не статья в газете. Может быть громкий фильм, и он становится модным, и мы все про него говорим... И это может угаснуть через неделю. Или остаться как произведение искусства. Но сказать, что кино влияет на людей, не могу. У меня есть фильм, который начинается с того, что стоят три старушки, взявшись за руки, и кричат: "В детстве, в ранней юности я думала, что если бы все люди внимательно прочли Льва Николаевича Толстого, то все стали бы добрыми и умными!". Примерно так - в детстве, в ранней юности, можно думать, что искусство меняет мир. Оно бывает чему-то созвучно, так же, как и ежедневная газета. Но остаться до конца существования человека может лишь настоящее произведение искусства.
Чем для меня прелестно кино. Я никогда не соглашалась работать в театре, потому что это - что-то преходящее. Ну и еще множество причин. Мне не нравится театральная атмосфера - одно и то же каждый день, интриги... Но больше всего мне не нравится, что это эфемерно. Театральный режиссер сделал спектакль, а потом он начинает распадаться: ритм уходит, играют не так, а потом вообще эти актеры умирают, и только в книжках кто-то расскажет, как это было прекрасно. А кино мне нравится тем, что я могу умереть, заболеть, исчезнуть, бросить это занятие, а предмет существует. Фильм на определенном носителе существует объективно без меня. Вот это ощущение - оно мне очень нравится.
О женщинах-режиссерах
- Я не советую женщинам заниматься режиссурой. Это очень тяжелая профессия. Не буду перечислять чем. Она очень тяжела во всех отношениях и для мужчин тоже. Но для женщин еще больше.
О критике
- Бывает критика интересная. Бывает забавная. Бывает и глупая, но мне такая неинтересна. Я плохо отношусь к молчанию.
Мнение
Владимир Непевный, автор и режиссер единственного документального фильма о Муратовой "Кира", снятого в 2003 году:
- Муратова есть уникальность как таковая. Большинство режиссеров по сравнению с ней - обыкновенные. Уникальность - это ее органическая сущность. И это качество - исчезающее из нашей жизни. Сейчас все стандартизируется, и мы все - серийные.
Кино Муратовой со временем не превращается в музейное. Она не пытается подражать самой себе, копировать свой стиль. Она не мумифицируется, как многие из ее коллег, добившиеся признания и успеха, а остается живой, жадной до современности.
Ее талант вроде бы такой стихийный, но, когда я беседовал с ней для фильма, мне открылось, что она очень ценит высокое ремесло. Чтобы воплотить свой замысел, Муратова тщательно и мучительно ищет наиболее эффективные средства выражения.
В этом и состоит секрет ее профессионализма. Она - не режиссер, который просто выплескивает себя, а еще и профессионал, для которого важно умение владеть изобразительной и выразительной силой.
10 фильмов Киры Муратовой:
1967 г. "Короткие встречи"
1971 г. "Долгие проводы"
1989 г. "Астенический синдром"
1994 г. "Увлеченья"
1997 г. "Три истории"
2001 г. "Второстепенные люди"
2002 г. "Чеховские мотивы"
2004 г. "Настройщик"
2007 г. "Два в одном"
2009 г. "Мелодия для шарманки"
|