За последние полгода россияне стали чаще ходить в кино, но при этом — реже на отечественные фильмы. Виной всему— многочисленные зарубежные 3D-премьеры. К концу года «неравный бой» может привести к тому, что в своей же стране российские кинопроизводители «подарят» американцам более 6 млрд рублей.
За первые шесть месяцев 2010 года общие кассовые сборы фильмов, показанных в России, составили 15 754,7 млн. рублей, что на 29% больше, чем в аналогичный период прошлого года, подсчитала исследовательская компания Movie Research. На экраны вышло 154 новых фильма, 28 из которых были российского производства. Всего их посмотрело 86 млн человек— это на четверть больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года.
Чужой среди своих
Несмотря на эти радужные тенденции для индустрии в целом, отечественное кино собрало даже меньше, чем в первом полугодии 2009-го— общая доля сборов упала на 9% (с 31% до 20%). Так, если лидерами первых шести месяцев прошлого года были российские картины (десятку возглавляли «Обитаемый остров», «Тарас Бульба» и «Самый лучший фильм-2»), то в этом году наши премьеры не вошли даже в пятерку самых кассовых релизов. Наиболее посещаемый отечественный фильм «Наша Russia: Яйца судьбы» оказался лишь на шестой строчке со сборами в 667,2 млн. рублей.Очевидно, что теперь российским картинам придется соревноваться с зарубежными не только по качеству, но и по технологиям. В ТОП-5 этого полугодия вошли исключительно 3D-премьеры. Три из них— «Аватар», «Шрэк навсегда» и «Алиса в стране чудес»— собрали недосягаемую пока для местных фильмов кассу— более 1 млрд рублей каждый. Очевидно, что теперь российским картинам придется соревноваться с зарубежными не только по качеству, но и по технологиям. В ТОП-5 этого полугодия вошли исключительно 3D-премьеры. Три из них— «Аватар», «Шрэк навсегда» и «Алиса в стране чудес»— собрали недосягаемую пока для местных фильмов кассу— более 1 млрд рублей каждый.
«Самый яркий пример вытеснения отечественного фильма 3D-блокбастером произошел на наших глазах— картина „Черная молния“ собрала меньше, чем могла за счет крайне невыгодного соседства в прокатной сетке с „Аватаром“. И пока нашей киноиндустрии ответить Западу нечем. В количественном отношении на весь 2010 год придется всего 3–4 релиза отечественных 3D-релизов, а в финансовом они не смогут составить должную конкуренцию иностранным фильмам,— говорит генеральный директор Movie Research Олег Иванов.— Более высокие цены на билеты фильмов 3D и повышенный зрительский спрос приводят к общему увеличению кассовых сборов, что для киноиндустрии очень полезно, но только не дает преимуществ отечественным продюсерам».
По его словам, конкурентоспособность отечественных фильмов продолжает падать. Если сравнивать показатели за первые полугодия 2009 и 2010 годов, средняя «наработка» на один отечественный фильм снизилась со 110 до 82 млн. рублей. «Это выглядит как зрительский вердикт и лишнее подтверждение снижения зрительского интереса к отечественным картинам»,— констатирует он.
Неравный бой
По мнению Дмитрия Литвинова, гендиректора коммуникационной группы «Планета Информ» (выпускает журнал «Бюллетень кинопрокатчика»), шанс попасть к концу года в ТОП-10, заработав больше $10 млн в прокате, есть лишь у двух отечественных картин— российского 3D-фильма «Темный мир» и патриотической «Брестской крепости». Таким образом, в десятке лучших в 2010 году будет не больше трех-четырех картин местного производства.
Выровнять позиции вряд ли поможет даже большее число релизов во втором полугодии. До конца года на экраны должно выйти еще 22 отечественных фильма, некоторым из которых аналитики прочат неплохие сборы в прокате (в том числе «Край» режиссера Алексея Учителя, «Про любoff» с Федором Бондарчуком, фильм о МММ «Пирамммида», «Цветок дьявола» и др.). Им по сути будут противостоять только две громких американских заявки— «Обитель зла 4 в 3D» и «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1». Но российские кинокомпании все равно окажутся в убытке: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», их доля в общем бокс-офисе 2010 года снизится до 18%.
«По нашим прогнозам, за оставшиеся четыре месяца российские фильмы должны собрать общую кассу в 1,6 млрд рублей. То есть всего, по итогам года, отечественные кинокомпании могут получить 5,3 млрд, что меньше прошлогодней выручки российских проектов на 200 млн рублей. Но при этом общий бокс-офис кинопроката СНГ по итогам года должен вырасти на 25%— до 29 млрд рублей против 23 млрд в 2009 году. Прирост произойдет, главным образом, за счет зарубежных фильмов в формате 3D. То есть, если рынок кинопоказа в целом по итогам года существенно увеличит свою прибыль, то вот выручка отечественных фильмов останется в лучшем случае на прошлогоднем уровне»,— констатирует аналитик «Бюллетеня кинопрокатчика» Николай Ларионов. Получается, по итогам года отечественные кинокомпании могут в буквальном смысле подарить зарубежным около 6 млрд рублей.
Скромные успехи
В ближайшие месяцы в российских кинотеатрах «прокатится» еще около 30 зарубежных 3D-премьер, Отечественным компаниям, такие показатели вряд ли будут доступны в ближайшей перспективе. Прежде чем научиться снимать и зарабатывать на 3D, российским продюсерам предстоит решить вопрос прибыльности хотя бы обычных картин. Так, по итогам полугодия из 39 выпущенных российскими компаниями фильмов, по данным Movie Research, успешными можно назвать лишь три. Как и в предыдущие годы, все окупившиеся фильмы созданы в жанре комедии: «Наша Russia: Яйца судьбы», «О чём говорят мужчины» и «Любовь в большом городе 2».
«Эпохе завышенных бюджетов приходит конец. В российской киноотрасли заметно экономическое отрезвление. Если не брать фильм-исключение— „Утомленные солнцем 2: Предстояние“, то, максимальные производственные бюджеты картин, вышедших в первой половине 2010 года, не превышают 209,1 млн. рублей („Кандагар“)»,— отмечает Иванов. Так, средний производственный бюджет фильмов, вышедших в 2009 году, составлял 127,4 млн. рублей. В первой половине 2010 года этот показатель практически не изменился (126,8 млн. рублей).
«Относительно низкие производственные бюджеты не способствуют появлению отечественных блокбастеров, которые могли бы, хотя бы теоретически, составить конкуренцию западным картинам, в том числе снятым в формате 3D»,— заключает Иванов.
|