Когда в 1999 году канадский режиссёр Дэвид Кроненберг (David Cronenberg) решил отдать «Золотую пальмовую ветвь» остросоциальной и как бы документальной по манере ленте «Розетта» мало кому ведомых бельгийцев Жан-Пьера Дарденн (Jean-Pierre Dardenne) и Люка Дарденн (Luc Dardenne), это было воспринято кинематографической общественностью чуть ли не как оскорбление.
А ныне их уже шестая по счёту полнометражная лента «Дитя», вновь снятая в максимально реалистическом стиле, рассматривалась в числе вероятных кандидатов на главную премию - и председатель жюри Эмир Кустурица (Emir Kusturica) не преминул воспользоваться шансом поддержать именно социальную линию в современном кинематографе, который придерживается принципов естественности и натуральности всего происходящего на экране. Кстати, это прослеживается и в факте награждения призом жюри китайской картины «Шанхайские мечты» Ван Сяошуая, который развил ретро-неореалистическую манеру, ранее заявленную им в «Пекинских велосипедах».
Вот и в запоздалом воздаянии американца Джима Джармуша (Jim Jarmusch), который прежде был «неудачником Канна», видится не только личное желание Кустурицы признаться в любви к этому независимому режиссёру, сейчас представившему в конкурс относительно мейнстримовскую трагикомедию «Сломанные цветы», но и непременно поощрить несгибаемого борца с голливудской системой на протяжении двадцати лет. Если Большой приз для Джармуша является почётным, то для австрийца Михаэля Ханеке (Michael Haneke) премия за режиссуру фильма «Сокрытое» (у нас в прокате выйдет как «Тайник») - словно шаг назад после скандального успеха «Пианистки» в 2001 году. Вот почему он пообещал вернуться в Канн - наверняка за главной наградой! Добавим, что «Сокрытое» не осталось без внимания со стороны ФИПРЕССИ и экуменического жюри.
Вряд ли кто предполагал, как будут поделены призы среди исполнителей. Американский актёр Томми Ли Джонс (Tommy Lee Jones), выступивший ещё и в качестве постановщика ленты «Трое похорон Мелькиадеса Эстрады», был скорее отмечен «за выслугу лет» (премию также получил сценарист-мексиканец Гильермо Арриага - Guillermo Arriaga). А Хана Ласло, сыгравшая в израильской картине «Свободная зона», напротив, удостоена награды по той причине, что на Каннском кинофестивале вообще-то любят открывать не очень известные имена.
Разве не этим можно объяснить факт присуждения «Золотой камеры» за лучший дебют не только американке Миранде Джулай (Miranda July) за фильм «Я, ты и все, кого мы знаем», но и ланкийцу (!) Вимукти Джаясундаре за ленту «Брошенная земля».
В категории короткометражек главная премия досталась 31-летнему Игорю Стрембицкому («Подорожник»), которого никто не мог понять на заключительной церемонии из-за незнания переводчиками украинского языка. Между прочим, другой украинец Николай Хомерики, учившийся сначала в Москве, потом в киношколе «ФЕМИС» в Париже, получил вторую по значению награду в конкурсе студенческих работ, где победительницей стала учебная картина «Купи это сейчас же» Антонио Кампоса (Antonio Campos) из Нью-йоркского университета.
|