США. 2004. 124 минуты.
Автор сюжета Роланд Эммерих (Roland Emmerich)
Авторы сценария Роланд Эммерих (Roland Emmerich), Джефри Нахманофф (Jeffrey Nachmanoff)
Режиссёр Роланд Эммерих (Roland Emmerich)
Оператор Юли Штайгер (Ueli Steiger)
Главный художник Бэрри Чьюсид (Barry Chusid)
Художники Мартин Гендрон (Martin Gendron), Мишель Лалиберт (Michele Laliberte), Клод Паре (Claude Pare), Реаль Пруль (Real Proulx), Том Рита (Tom Reta), Джералд Салливан (Gerald Sullivan)
Композитор Харальд Клозер (Harald Kloser) при участии не указанного в титрах Томаса Уонкера (Thomas Wanker)
В ролях: Деннис Куэйд (Dennis Quaid), Джейк Гилленхаал (Jake Gyllenhaal), Иэн Холм (Ian Holm), Сила Уорд (Sela Ward), Эмма Россам (Emmy Rossum), Дэш Майхок (Dash Mihok), Джей О. Сэндерс (Jay O. Sanders), Остин Николс (Austin Nichols), Арджай Смит (Arjay Smith), Тэмлин Томита (Tamlyn Tomita), Перри Кинг (Perry King), Мими Кьюзик (Mimi Kuzyk)
Оценка - 4 (из 10)
Фантастический фильм
Вроде бы уже пора перестать удивляться и негодовать по поводу «национального эгоизма американцев» в кино, когда судьба всего человечества и целой цивилизации на планете Земля ограничивается, как правило, тем, что происходит не просто в США, но непременно в Вашингтоне и Нью-Йорке - словно от того, останется ли на земной поверхности после разрушительных ураганов статуя Свободы, зависит исход человеческой истории. Причём нерушимость этой самой статуи, как и ряда нью-йоркских небоскрёбов, оказывается нонсенсом с точки зрения логики развития глобальных событий, связанных с резким изменением погоды на планете и катастрофическими катаклизмами.
Однако всё это меркнет по сравнению с совершенно глупым, лишённым благородного пафоса борьбы за каждого отдельного человека (что можно уже именовать нездоровым выражением «комплекса спасения рядового Райана»), невероятно надуманным мотивом проявления отцовских чувств главного героя, палеоклиматолога (то есть специалиста по климату ледникового периода) Джека Холла. Если пообещал сыну, талантливому математику Сэму, обязательно его найти, где бы молодой парень ни был вместе с однокашниками, то готов бросить на произвол судьбы спасение целой нации и всей Земли, хотя до этого одержимо пытался достучаться со своими предостережениями до руководства страны.
Казалось бы, вполне понятный человеческий эгоизм, тем более отцовский, должен быть оценён по заслугам сострадательными зрителями. Но особого сопереживания почему-то не возникает, и герои вызывают, напротив, неожиданный в данной ситуации смех из-за несоответствия их поведения тому опустошительному краху, который терпит цивилизация. Ни растерянности, ни истерики, ни паники не испытывают те, кто наблюдает по телевизору, как исчезает Лос-Анджелес (прежде всего, разумеется, надпись «Голливуд» на близлежащих холмах), хотя и попавшие в самый центр губительных разрушений в Нью-Йорке поступают так, словно это предписывает им некий ordnung.
Вот и находящиеся на орбите русский и японский космонавты (вообще-то их национальность можно определить только по финальным титрам) взирают со стороны, будто архангелы, на творящийся внизу Армагеддон - и у них почему-то не возникает никаких личных беспокойств за то, что случилось с жёнами и детьми, с любимой страной, откуда они родом. Летают себе в безвоздушном пространстве и смотрят сверху, как на обычный эксперимент по проверке выживаемости подопытных существ. И надо же - кое-кто удосужился уцелеть! А новый ледниковый период, который должен был бы продлиться немало лет, уместился лишь в два часа экранного времени. Славно развлёкся Голливуд!
ГДЕ ИДЕТ
|