(р. 8.01.1947, Ленинград), российская актриса. Народная артистка РСФСР (1987). Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), театральной премии имени К.С.Станиславского (1999), премии «Триумф» (2000). В 1969 году окончила ЛГИТМиК, одновременно дебютировав в кино («Старая, старая сказка»). Первые роли актрисы были сказочно-романтичными («Тень», «Принц и нищий», т/ф, обе - 1972; «Сломанная подкова», 1974) или лирическими («Цвет белого снега», 1970, т/ф; «Ждем тебя, парень!», 1973). Хотя драматические обертона создаваемых образов, импульсивность в проявлении искренних чувств, способность Неёловой подчас на пределе эмоций существовать на экране проявились уже на раннем этапе ее творческой карьеры. Так сыграны ранимые, хрупкие, незащищенные героини, которые упрямо отстаивают свою личностную независимость - Нина («Монолог», 1973), Степанида Базырина («С тобой и без тебя», 1974), Саша Неродова («Просто Саша», 1976, т/ф), Валентина Костина («Слово для защиты», 1977), Нина Георгиевна («Фотографии на стене», 1978, т/ф), Алла («Осенний марафон», 1979, Государственная премия РСФСР, 1981). И в театре (с 1973 года - в «Современнике») актриса, смело выступившая даже в качестве травести («Четыре капли», «Спешите делать добро»), довольно скоро перешла с лирико-комедийного (Виола в «Двенадцатой ночи») и мелодраматического амплуа (Валентина в «Валентине и Валентине») к обостренному, нервному и ломкому рисунку в таких этапных ролях, как Вероника в «Вечно живых» и Ника в спектакле «Из записок Лопатина». С успехом осваивая телетеатр, Неёлова не только сыграла естественно и с чувством стиля в различных по манере экранизациях зарубежной классики («Ночь ошибок», «Домби и сын»), но и в лишенном морального покоя современном спектакле «Между небом и землей» в великолепном дуэте с Андреем Мироновым, что было потом обоими подхвачено в телефильме «Фантазии Фарятьева» (1979), прозвучавшем на невероятно печальной ноте. Своеобразный мотив «тотальной некоммуникабельности чувств» в личных отношениях совершенно несхожих людей развит и в «Транзите» (1982, т/ф), где Марина Неёлова неожиданно выступила в паре с Михаилом Ульяновым.
Ярко и свежо зарекомендовав себя в драматическом амплуа, одна из самых талантливых актрис своего поколения, подвижная на внутренние изменения и внешние перевоплощения, на новом этапе опять испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу («Красавец-мужчина», 1978, т/ф; «Дамы приглашают кавалеров», 1981; «Карусель», 1983, т/ф; «Чужая жена и муж под кроватью», 1984, т/ф; «Мы веселы, счастливы, талантливы», 1987). Снимаясь в последующие годы все реже, Неёлова чередует современные драматические («Дорогая Елена Сергеевна», 1988; «Ты у меня одна», 1993, премия «Ника») и костюмно-исторические трагикомические образы («Тень, или Может быть, все обойдется», 1991, т/ф; «Ревизор», 1996; «Сибирский цирюльник», 1999). В театре же актриса в большей степени сконцентрировалась на драматическом, а порой и трагическом материале («Анфиса», «Крутой маршрут», «Три сестры», «Вишневый сад», «Играем... Шиллера!»), словно с каждой ролью на сцене увеличивая и без того высокий градус напряженного душевного и духовного существования.
|