Россия, 2002 год / Союз Видео, 2002 год, 100 минут.
Режиссёр Николай Лебедев
В ролях: Игорь Петренко, Алексей Кравченко, Алексей Панин, Артём Семакин.
Эта новая экранизация повести Эммануила Казакевича “Звезда”, написанной в далёком 1947 году, осуществлена внешне с техническим блеском молодым режиссёром Николаем Лебедевым. Отряд молодых разведчиков во главе с уже матёрым лейтенантом Травкиным отправляется во вражеский тыл, чтобы доложить командованию о свежей дислокации немецких войск. В Травкина безнадежно влюблена радистка Катя, которой и будет суждено принять спасительную радиограмму от парней незадолго до их гибели. Но за формальными достоинствами “нашего ответа рядовому Райану” скрываются довольно гнилые концепции.
После триллера “Змеиный источник” (1997) Лебедева многие окрестили Хичкоком для бедных, имитатором американского кино, настолько в том фильме ощущалась неприкрытая имитация стиля этого мастера, гениального ремесленника (в хорошем смысле слова) и визионера, но ничтожного мыслителя, видевшего в людях лишь тёмные стороны и неудовлетворённые сексуальные комплексы. “Поклонник” (1999) только подтвердил моральную неразборчивость постановщика, хотя и там он зарекомендовал себя прилежным учеником американских специалистов саспенса. В “Звезде” Николай Лебедев не только подражает лучшим образчикам военного кино советской эпохи с её пренебрежением к судьбе маленького человека на войне, обречённого быть лишь винтиком в слаженном механизме сталинской военной машины, но и наполняет картину натуралистическими сценами западного образца.
Конечно, в новом фильме все герои гибнут в финале, и это придаёт их действиям в тылу врага жертвенный и героический характер. Ведь по замыслу авторов, именно сведения этих разведчиков помогут начать наступление сухопутных войск на нужном плацдарме. Но при этом в интерпретации Лебедева герои совсем не испытывают сомнений, а весело идут на смерть за Сталина и Родину. Качество, естественное для послевоенного кинематографа, но странное для режиссёра современной циничной эпохи. Есть в картине и другие проколы. Сцена, когда пара разведчиков проникает в грузовик, снята настолько неправдоподобно, что похожа на пародию. Смешон и образ чистой Кати, решительно отказывающей начальнику и вызывающей умиление.
Если появление этого фильма - симптом смены идеологических вех, то это угрожающий симптом. Хотя нельзя не отметить, что постановщику удалось создать неплохой актёрский ансамбль, где каждый персонаж умело ведёт свою партию. Но серьёзность и пафос, с которым этот “книжный режиссёр” рисует войну, озадачивают только профанов, умиляющихся воспоминаниями о советской отсталости.
|