Вот уже третий месяц российский телеканал «Культура» показывает по воскресеньям программы из цикла «Гость в Актёрской Студии». И чуть ли не каждый из приглашённых - актёры Уиллем Дефо, Мэри Стюарт Мастерсон, Ли Грант, Нэтан Лейн, Энтони Хопкинс, режиссеры Марк Райделл и Майк Николс - упоминает одно из славных имён родоначальников: то Ричарда Болеславского, то Марию Успенскую, то Михаила Чехова, не забывая, конечно, о «своих» - Ли Страсберге, Элиа Казане, Стелле Адлер, являющихся прямыми учениками выходцев из России. Так что можно воочию убедиться, что существует тесная связь между нынешним Голливудом и русской актёрской школой.
И нет ничего удивительного в том, что комик Лейн вдруг заговорил о системе вживания в роль по Станиславскому, а Хопкинс продемонстрировал, как в знаменитом триллере «Молчание ягнят» о маньяке-каннибале использовал «психологические жесты» по методу Михаила Чехова. Режиссёры Райделл и Николс с удовольствием поведали о том, что любят перед съёмками устраивать настоящие репетиции даже с прославленными актёрами (это, пожалуй, уже и не снится отечественным постановщикам, стремящимся побыстрее и абы как отснять так называемый «полезный метраж»).
Ещё поражает то, как ведущему Джеймсу Липтону удаётся в интеллигентной манере, но не лишённой лёгкой иронии и даже лукавства, разговорить своих именитых собеседников, так что они раскрываются не просто по-новому, а именно с доверительной стороны, одновременно не отказывая себе в удовольствии немного «похулиганить». Это можно понять, поскольку гости Актёрской Студии вообще не чувствуют себя посторонними, явившись в своего рода «альма матер», даже если лично тут не учились. Сходя со сцены под занавес программы и усаживаясь поближе к нынешним студентам, приглашённые знаменитости практически и не должны менять стиль своего разговора, ибо весь он проходит в атмосфере товарищества, братства коллег по профессии, а также с редкостным ощущением, что и они - ученики, разумеется, разного возраста, но продолжающие учиться, хотя достигнутая слава могла бы позволить беззаботно почивать на лаврах.
Никто из гостей не выглядит высокомерно и самовлюбленно, что порой встретишь в других «ток-шоу». Напротив, они кажутся обычными людьми, с которыми можно запросто и приятно пообщаться. Проговорившись же о чём-либо личном, эти именитые современники вовсе не удивляют некими пикантными фактами, а на самом деле дают нам исключительную возможность почувствовать теплоту их души, внезапно увидеть тот свет, что греет их изнутри в течение десятилетий. Например, Майк Николс (урождённый Михаил Игоревич Пешковский, сын эмигранта из России, появившийся на свет в Берлине в 1931 году) признался в том, что всю жизнь пытается оправдать выпавший на его долю уникальный шанс. Восьмилетний Миша успел со своим отцом прибыть на корабле из Германии, а вот следующий уже не пустили в Америку, и все пассажиры были вынуждены вернуться назад, фактически на верную смерть (что, кстати, стало основой для фильма под названием «Путешествие отверженных»). По поводу же благополучного исхода для Николса поневоле подумаешь, что неоднократного лауреата «Тони» и «Оскара» при ином раскладе событий просто могло и не быть!
Хорошо, что все гости Актёрской Студии становятся «нашими людьми», кому мы сопереживаем и вместе с кем веселимся, услышав забавный ответ на забавный вопрос. Как, допустим, в случае с Энтони Хопкинсом, который не только произнёс любимое ругательство из четырёх букв (правда, в фонограмме заменённое пиканьем), но и поведал о встреченном им монахе-иезуите, якобы уверявшем, что это слово является самой короткой молитвой. И ведь действительно - оно соответствует Amen по количеству букв. Тут уж решайте сами: разыграл нас Хопкинс или это на самом деле было с ним.
|