Лучшие фильмы недели

5 мая, 14.25 (НТВ) - «Летняя поездка к морю». Появление таких нетрадиционных картин о войне воспринималось в «славные годы застоя» как случайность, досадное недоразумение. Вроде бы и нельзя было предъявить фильму какие-то идеологические претензии, хотя количество предписанных начальством поправок все равно исчислялось десятками, и отснятый материал кромсали, что называется, вдоль и поперек. В нем даже нет того незабываемого стилевого новаторства, чем прославится несколькими годами спустя в «Торпедоносцах» режиссер Семен Аранович с тем же оператором Владимиром Ильиным (кстати, только что справедливо отмеченным «Никой» за работу над лентой «Хрусталёв, машину!»). Необычность и суровое обаяние картины «Летняя поездка к морю» с таким вот курортно-лирическим названием в том и заключается, что подлинная правда о войне, негромкая и лишенная ненужного пафоса, выражена в истории, вдвойне далекой от фронтовых баталий. Действие происходит на островах Новой Земли, куда из Архангельска отправилась экспедиция школьников, чтобы оборудовать продовольственные базы для военных моряков. «Короткое северное лето без войны» неизбежно чревато драматическими последствиями - однако там, где обычный постановщик (например, Владимир Роговой в ранее снятом «Юнге Северного флота») постарался бы воспользоваться героикой ситуации, когда подростки, по сути, еще дети сталкиваются с вооруженным противником лицом к лицу, сценарист Юрий Клепиков и режиссер Семен Аранович прерывают свой рассказ. И будучи оборванным на полуслове (хотя фильм и без того по-северному молчалив), он воздействует обостреннее, обжигающе.
6 мая, 11.35 (ТНТ) - «Два бойца». Вот вам предмет для обдумывания на досуге: почему эта лента Леонида Лукова все еще любима, а главное - производит естественное впечатление (несмотря на явную приблизительность ряда сцен, снимавшихся далеко от передовой), в то время как его же «Рядовой Александр Матросов» уже в середине 60-х мне, подростку, казался чересчур фальшивым. Конечно, после запрета второй серии «Большой жизни» режиссер был вынужден реабилитироваться перед властями - так что генералиссимус Сталин просто обязан был появиться в картине про возвеличенный в идеологических целях отчаянный поступок обычного солдата. «Два бойца» - разумеется, более человечная, искренняя, честная работа, созданная по велению души и сердца, и поэтому вызывающая в ответ благодарные чувства зрителей вот уже почти шесть десятилетий. В ней еще очень важен мотив солдатского братства, мужского товарищества - кстати, сценарист Евгений Габрилович (он взял за основу повесть «Мои земляки» Льва Славина) и режиссер Леонид Луков уже в названии могли намекать на известную книгу о другой войне («Три товарища» Эриха Марии Ремарка). Редкостный по взаимодополняемости актерский дуэт Марка Бернеса и Бориса Андреева, конечно же, песни Никиты Богословского, с удовольствием поющиеся до сих пор, наконец, коронные фразы героев, ставшие нашим повседневным обиходом (типа «Помирать - так с музыкой!») - все это заставляет вновь и вновь пересматривать этот «обыкновенный шедевр» военной поры.
7 мая, 13.30 (НТВ) - «Хроника пикирующего бомбардировщика». Значение подобных фильмов о войне, как бы будничных, приземленных, скромно, но с достоинством воспевающих обычный ратный труд зачастую еще совсем молодых парней, мне думается, возрастает с течением лет. И спустя три с лишним десятилетия эта лента Наума Бирмана по сценарию Владимира Кунина по-прежнему жива и даже приобретает особую доверительность повествования, поскольку некоторые из актеров (Олег Даль, Юрий Толубеев, Петр Щербаков, Константин Сорокин) уже умерли - словно погибли там, на войне, пусть и на экране. Бытовая правда ежедневного существования солдат, которая просто не может обойтись без шуток и прибауток, снимающих напряжение битв и помогающих не утратить бесконечной радости жизни, как раз и способствовала тому, что такие «тихие военные ленты» устойчиво пользовались зрительским успехом тогда, в момент своего появления, но и продолжают без всяких скидок нравиться нам и сейчас.



Анджелина Джоли успевает встречаться не только с Брэдом Питтом

Только сейчас стало известно, что почти месяц назад Анджелина Джоли (Angelina Jolie), скучая без своего нового возлюбленного Брэда Питта (Brad Pitt), который снимался в Канаде в фильме «Убийство Джесси Джеймса», позволила себе тайный ужин в роскошном ресторане «Жирасоль» на Манхэттене.

Каково же было изумление некоторых очевидцев, когда к выглядящей счастливо Анджелине присоединился через 10 минут британский покоритель сердец Рейф Файнз (Ralph Fiennes). Однако свидетели их встречи не стали уверять, что обе знаменитости вели себя чересчур уж романтично - скорее, это было похоже на дружеское свидание.

Тем не менее Брэд Питт, видимо, прослышав о подобном, через несколько дней специально вырвался со съёмок и прикатил в Нью-Йорк, чтобы повести Анджелину Джоли в другое престижное заведение, где они пили и развлекались, почти не размыкая своих рук.