Artic Productions LLC, Ice Cup Production, Polar Entertainment Corporation (США) - Le Studio Canal+ (Франция) / Союз-Видео, 2000 год, 87 минут.
Режиссер Джон Уотерс
В ролях: Стивен Дорфф, Мелани Гриффит, Эдриан Гренир, Алисия Уитт, Лэрри Гиллиард-младший, Мэгги Гилленхаал.
В чреде удивительных событий, происшедших в кино в 2000 году, факт первого появления на российском экране картины Джона Уотерса, культового режиссера trash (мусорного кино), заявившего о себе еще в 1972 году фильмом «Розовые фламинго» и открывшего миру совсем не божественную Дивайн, стал далеко не последним явлением. За эти безумные годы произошло то, что в эпоху Никсона никто не мог естественно предугадать: трансвестит Дивайн (не менее сексапильный, чем Лючия Бозе) почил в бозе, а Уотерс, enfant terrible Голливуда, стал желанным режиссером мейнстрима и ныне снимает в главной роли Мелани Гриффит. После пародийного мюзикла «Плакса» (1990) с участием будущего секс-символа Джонни Деппа, этот постановщик создал в мейнстриме и остроумную «Мамочку-убийцу» (1994), ставшую телехитом в России, и менее интересного «Фотографа» (1998).
А после успешного каннского показа «Безумного Сесила Б.» Джон Уотерс, похоже, окончательно вошел в элитарную обойму. Ему теперь рукоплещет и аристократический бомонд, и отвязанные киноманы с потными руками. Те, кто мастурбируют в густой темноте замызганных порнозальчиков и те, для кого поедание поп-корна является замещением процесса преждевременной эякуляции. Ведь и по сей день для самого Уотерса, внешне смахивающего на классического педофила из журнала «Панч», самым радикальным жанром кино остается любительское порно. Задолго до «Догмы» и его откровенного фильма-манифеста «Идиоты Джон Уотерс снимал псевдолюбительские ленты, в которых довлели принципы хэппенинга, а реальность казалось застигнутой сквозь щелочку замочной скважины и сверкала непристойным великолепием абсурда.
В англоязычном названии картины Cecil B. DeMented просвечивает имя «голливудского безумца» - Сесила Блаунта Де Милля, обожавшего не только жанр библейского блокбастера, но и все несоразмерное и чудовищное. История похищения звезды мейнстрима Хани (Милашка) Уитлок режиссером-террористом Сесилом Б. и его не менее безумной киногруппой наполнена бешеной энергетикой и частично списана с нашумевшего дела Пэтти Хёрст. В 1973 году дочь мультимиллионера была похищена радикальной террористической организацией и даже принимала участие с автоматом на шее в дерзком нападении на банк. После того, как банду все-таки повязали, Пэтти недолго (два года) продержали в тюрьме. Хотя после освобождения еще долго вокруг ее персоны бушевали нездоровые страсти, но влиятельным психологам удалось убедительно доказать, что ее поведение в качестве жертвы было всего лишь естественной защитной реакцией. Ради выживания она с готовностью идентифицировала себя со своими похитителями и поэтому не могла отвечать за безумные поступки.
Хани (Мелани Гриффит) ведет себя схожим образом и к концу фильма превращается в настоящую фурию терроризма (независимого кинематографа!). А вначале, когда приезжает на премьеру слезливой мелодрамы в чопорный Балтимор, она находится в депрессии (личная жизнь не сложилась) и способна лишь на скабрезные розыгрыши незадачливой секретарши. А вот «новая Хани» с упоением участвует в погромах нормальных кинотеатров, где успешно идут «Целитель Эдамс» и другие семейные слезовыжималки. Из романтической дивы превращается в королеву трэш-кино, радостно (символически) шагающую по трупам балтиморских домохозяек в очечках. (Кстати, Джон Уотерс родился в Балтиморе в богатой католической семье, которая даже, по недомыслию, субсидировала его первые короткометражные опыты).
Хани так входит в новую роль в снимаемом радикальным режиссером Сесилом Б. его первом подпольном фильме, что становится закоперщицей в передовом отряде борьбы с «плохим» мейнстримовским кино. В число участников этой шайки фанатов Sprocket Holes (дословно - «Дырки в звездочках») входят и накаченные наркотиками члены киноэкспедиции, и даже сатанистка, поклонница идей знаменитого Кроули. У большинства членов банды на теле вытатуированы имена культовых фигур послевоенного кинематографа: Кеннета Энгера, Райнера Вернера Фассбиндера, Энди Уорхола. А сам фильм, мастерски пародируя, издевается над перлами мейнстрима вроде «Форреста Гампа», на съемки продолжения которого (пока еще несуществующего) террористы успешно прорываются. Нестандартный юмор ленты сразу делает ее одной из лучших комедий последних лет, ни в чем не уступающей мейнстримовскому «Клевому парню»/«Боуфингеру».
|