Российский режиссёр Роман Качанов сейчас снимает авантюрно-криминальную комедию «Взять Тарантино», где вроде бы согласился в течение одного дня сняться «сам маэстро Тарантино», поскольку в фильме идёт речь о похищении нашими видеопиратами копии нового шедевра знаменитого американского режиссёра. И вовсе не ведает Квентин Тарантино, что кража уже произошла, причём случилось это в канун Дня всех святых - по-английски Хэллоуин, что не очень благозвучно при произношении по-русски с ударением на последний слог. Слышится нечто типа холуин-хунвейбин!
А как иначе можно было бы назвать очередную возмутительную акцию отечественных телевизионщиков, которые чисто хунвейбинскими наскоками осуществляют «культурную революцию в России», но эксклюзивно холуйски заискивают перед отдельными творцами, кого трогать вообще ни-ни! Так вот - из первой серии «Убить Билла» на телеканале, имя которого следует произносить с пафосным придыханием, изъяли восемь минут титров, сопровождённых в оригинале (чтобы не скучно было), как всегда у Тарантино, поистине занимательным и неожиданным музыкальным рядом. Зато через неделю на том же Первом показали «Всадник по имени Смерть» директора «Мосфильма» Карена Шахназарова - и до самого последнего титра, не в убыстрённом режиме, дав возможность сполна насладиться партитурой явно выдающегося композитора Александра Кролла.
Но гораздо хуже в случае с демонстрацией «Убить Билла», что ещё до принятия в первом чтении Госдумой проекта закона о недопустимости сцен насилия и жестокости на телевидении в промежутке от 7 часов утра до 10 часов вечера Редакция кинопрограмм Первого канала проявила удивительную склонность «бежать впереди паровоза». Хотя картина Квентина Тарантино показывалась уже поздним вечером да и с задержкой по времени (вместо 21.45 она началась именно в 22.00), из почти условно-комиксового повествования о мести выстригли две минуты «недопустимых моментов», в том числе их нашли и в анимационных эпизодах.
В чём, собственно, суть претензий? Понятно, что телевизор - не кинотеатр, где можно как-то ограничить доступ юных зрителей к порочным и натуралистичным зрелищам. Но данный фильм Тарантино закончился ближе к полуночи, когда нормальные дети, находящиеся под присмотром родителей, давно должны были бы спать. Кроме того, телеканал не имеет никакого права самостоятельно, без соответствующей договорённости с производящей («Мирамакс Филмс») или прокатной («Вест») компанией, вносить какие-либо изменения в произведение. На студии «Мирамакс» вообще ревностно отнеслись даже к выпуску «Убить Билла» на видеокассетах, не позволив «Весту» вставить вполне привычные анонсы других лент, выпускаемых на видео. А тут, получается, недоглядели! Видимо, понадеялись на сознательность Константина Эрнста, который не раз устраивал показательные акции по уничтожению пиратских кассет и дисков, а на самом-то деле является типичным пиратом в области соблюдения авторских прав.
Кстати, весьма любопытно, что почти одновременно в США некоторые телестанции, принадлежащие компании «Эй-Би-Си», решили не показывать до десяти часов вечера в День ветеранов прославленную оскароносную картину «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, опасаясь санкций со стороны Федеральной комиссии по средствам коммуникации. Как объяснили тамошние телевизионщики, они также боялись новых жалоб со стороны зрителей, которые ранее возмущались фактом демонстрации в прайм-тайм на «Эй-Би-Си» в 2001 и 2002 годах этого антивоенного фильма, содержащего сцены насилия и неприличные ругательства. Однако никому из американских телевизионных деятелей, в отличие от российских, вообще не пришла в голову идея сделать цензурные купюры в кинотворении Спилберга. Засудил бы на миллионы долларов!
Но в России можно всё, если очень хочется. Оптимисты даже шутят, что надо благодарить судьбу за то, что лента «Убить Билла» в итоге не попала на телеканал «Россия», где этому самому Биллу не поздоровилось бы в ещё большей степени! Там хоть и поубавили своеобразный «комплекс кастрации» по сравнению с предшествующими годами, когда вырезали из награждённых «Оскарами» картин (допустим, из «Легенд осени») по 15 минут отнюдь не в заботе о нравственности, а радея только о собственной выгоде (как бы вставить побольше рекламы в зря затянутое кино!), но свои ножницы далеко на полку не закинули. Конечно, с Фондом наследия Стенли Кубрика связываться ни за что не станут, зная придирчивость в отстаивании неприкосновенных версий великого режиссёра, который завещал демонстрировать свои экранные работы исключительно без вмешательства извне и непременно с субтитрами. А вот слегка «чикнуть» кого-то рангом пониже или заново переозвучить оскорбительно звучащие речи в какой-нибудь молодёжной комедии (вроде «Американского пирога» и «Очень страшного кино») - как говорится, хлебом ни корми!
Любые возражения типа «Зачем вы такое кино покупали, если не можете показать без купюр?» или «Неужели вы думаете, что зрители - тупые, и они ничего не заметят?» бессмысленны потому, что телеканалам всё равно нужно заполнять сетку вещания, а мнения зрителей и даже отдельных вопиющих критиков ровно ничего не значат. В российском неправовом пространстве телевидение не несёт никакой ответственности перед потребителями своей продукции и явно лукавит, выстраивая хитрые политические интриги, что будто бы всерьёз беспокоится за моральный облик сограждан. Фактически же действует только один железный принцип - «всё на продажу». Бог по имени Рейтинг имеет лишь корыстную природу: «сколько бабла можно срубить с плохо врубающегося пипла?».
Преувеличенные опасения «демократов от искусства», что меры по наведению порядка на ТВ, инициируемые неугомонными депутатами (вслед за запретом рекламы пива последуют гонения со стороны ханжей, сопоставимые с анекдотическими проявлениями антиалкогольной кампании в середине 80-х годов), могут привести к абсолютной потере разумных ориентиров, напрасны по той причине, что законы у нас не соблюдаются практически никогда. Точнее - они применяются так, как это нужно лоббистам. Разумеется, и у противников пропаганды пива по телевидению, и у ревнителей нравственности есть свои, зачастую скрытые от многих, далеко просчитанные поводы для проталкивания подобных санкций. Но как сейчас торжествует «двойная мораль» по отношению к отдельным лицам и произведениям (утренние повторы рейтинговых сериалов про разного рода братву вообще не следовало бы видеть детям), так и дальше будут преспокойненько сочетаться в эфире блатная романтика местного разлива и подвергнувшееся остракизму зарубежное искусство вовсе не второго-третьего ряда, чьи создатели находятся за океаном и не ведают о своих унижениях.
Да и не каждый является занудой, дотошно выясняющим, сколько, кто и когда вырезал произвольно из фильма… И немало встречается зрителей, благодарных уже за то, что бесплатно по телевизору показали популярную картину, ради просмотра которой вдобавок не надо тащиться в кинотеатр, где противно жуёт поп-корн и хлещет пиво молодёжь, а также сильно мешает надоедливо трезвонящими мобильниками. Тут же вполне можно вытерпеть и назойливую телерекламу, которая врывается в повествование чаще, дольше, а главное - громче, чем положено по закону. Но любители такой «кинохалявы» забывают о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И на самом-то деле они получают без дополнительного предупреждения всё же некачественный, некондиционный товар с поздно обнаруживаемым дефектом. Проще говоря, это как джинсы не той длины, что надо, или пиджак иного размера, нежели указано на бирке.
Однако отечественная публика действительно неприхотлива в своей подавляющей массе, если по-прежнему покупает «левые» кассеты и диски плохого качества или смотрит столь же пиратское кино на телеканалах. Ведь там лишь недавно стали (и то нерегулярно) соблюдать правило показа значка «копирайта» в самом последнем титре, поскольку по нормам международного законодательства в сфере защиты авторских прав обнародование произведения без буквы С в кружочке является нарушением. Чего уж говорить об уважении к замыслу автора, если в России не считается зазорным продолжающееся ещё с советских времён пренебрежительное отношение к неприкосновенности художественного текста в расширительном смысле этого понятия.
Но советская цензура была во многом предсказуемой и в ряде случаев даже ожидаемой. А ныне порой трудно заранее предугадать, откуда, что и по какой причине вырежут во время телепоказа. Так что вернее всего вообще не смотреть кино по ТВ, особенно на каналах, замеченных в явной недобросовестности. Да иногда действительно сложно уследить за телепрограммой, которая нарушается не только из-за форс-мажорных обстоятельств. Когда в стране объявляется траур, вполне понятно изъятие из эфира некоторых фильмов (лишь мимоходом заметим, что совсем уж тут не причём футбольные матчи!). Тем не менее и на вроде бы культурном канале «Культура» умудряются по причине отмен и переносов попутно смещать расписание всех последующих дней. А раньше своего рода «грозой киноманов» был Евгений Киселёв, поскольку всюду, где он вёл еженедельные обзоры новостей, демонстрация объявленных картин затягивалась как минимум на час!
Теперь же странной перетасовкой телепрограммы отличается канал СТС, прежде всего поздним вечером в выходные дни. Ждёшь, например, американскую комедию «Вот так я женился на женщине с топором» в 0.10, а её покажут в 1.10 - хорошо, что не прошлись топором по экранному хронометражу. Неприятнее, когда надеешься посмотреть испанскую ленту «Прожигая жизнь» в 1.10, но выясняется, что она уже давно идёт - и по времени окончания догадываешься: начало демонстрации пришлось на 0.10. Конечно, тут теледеятели, подводящие зрителей, запросто сошлются на несогласованность программ, напечатанных в газетах. А как быть в случаях, когда Первый канал с завидным упорством начинает показы картин по ночам на три-пять-семь минут раньше, чем запланировано?! Никто же не мешает поставить в образовавшуюся небольшую паузу несколько рекламных роликов - нет, телевизионные чиновники норовят демонстрировать фильмы встык, зато обязательно прервать действие спустя десяток минут после начала.
Порой дело доходит до анекдота - на RenTV во время показа двух серий коллективных лент «На десять минут старше», где десятиминутные новеллы сняты ведущими режиссёрами мира, упрямо продолжали «втюривать» рекламу отнюдь не в промежутки между отдельными историями, а непременно в середине, будь то новелла Жан-Люка Годара или Иржи Менцеля. Да плевать! Подумаешь, признанный мастер кино - у нас ведь рекламодателям обещано, что их ролики пойдут на 17-й, 32-й и 47-й минуте каждого часа. Пусть там хоть Феллини, хоть Бергман - только бы не Михалков! Вот с ним, пожалуйста, поосторожнее! Далее следуют расшаркивания и подобострастные поклоны…
А что, если всё же обидится на купюры в картине «Убить Билла» оказавшийся ныне в михалковских друзьях, но ещё десять лет назад лично им ненавидимый Квентин Тарантино?! Как сказано в эпиграфе тарантиновского творения, «месть - это блюдо, которое лучше подавать холодным».
|