В последнее время в России происходит настоящий бум исторического кино. На воспитание патриотизма и интереса к родной истории брошены лучшие силы отечественного кинематографа.
Историческое кино в России всегда было особенным жанром. В первую очередь, потому что сама история нашей страны богата на события достойные художественного отображения на широком экране, и многие именитые режиссеры становились таковыми именно после того, как снимали большую постановку на историческую тему. А, кроме того, историческое кино как никакое другое, имело поддержку правительственных структур, так как лучше всего отвечало задачам воспитывать в гражданах патриотизм и любовь к отчизне. На сегодняшний день историческое кино, после лихолетья 90-х, когда не то, что историческое, любое кино было в загоне, снова один из самых активных жанров, в котором работают современные российские кинематографисты. Тому причиной общий подъем киноотрасли в стране (до кризиса, разумеется) и то, что кинематографом наконец-то заинтересовались государственные мужи.
Недавно, например, было объявлено об увеличении финансирования отечественного кино, даже, несмотря на кризис. С 4,3 млрд.рублей ожидаемых кинематографистами в 2010-2011 годах эта цифра вырастет до 5,5 млрд. рублей. Однако на всех денег этих понятно не хватит, поэтому получать дотации будут не те компании, чьи фильмы успешны в коммерческом отношении, как предполагалось ранее, а фильмы, отвечающие целому ряду критериев. Это должны быть «фильмы общенационального, культурного и социального значения» — крупные кинопроекты, «пропагандирующие нравственные ценности демократического общества и правового государства». Из внутреннего приказа Минкультуры следует, что на 100-процентное финансирование до десяти таких фильмов будет ежегодно выделяться сумма 2 млрд. руб.
Результатом такой политики стало появление в последние годы целой когорты больших военно-исторических проектов, снятых при господдержке.
Одним из самых громких фильмов исторической тематики стал фильм «1612». Фильм вызвал разную оценку его художественных достоинств, но многие сошлись на том, что это мощное историко-патриотическое кино, актуальность которого очень востребована. К тому же этот фильм, который спродюсировал Никита Михалков, стал очень хорошим ликбезом относительно происхождения нового государственного праздника – Дня национального единства, который правительство учредило несколько лет назад.
Прошлый год вообще был богат на премьеры исторических картин. И все эти картины дружно работали на укрепление патриотического и национального самосознания в стране, что в современной политической обстановке, когда у России много внешних врагов, - по сути является вопросом национальной безопасности. Фильм «Александр. Невская битва» был снят без суперзвездных актеров и гигантского бюджета, однако получился очень натуралистичным и познавательным. Как отметили многие критики, фильм Игоря Каленова в итоге получился своеобразным приквелом великого фильма «Александр Невский».
И, пожалуй, самым успешным фильмом в этом ряду стал недавний «Тарас Бульба», вышедший к юбилею Гоголя. Фильм получился душевным и совсем не пафосным, как того можно было ожидать. При этом режиссер Владимир Бортко предельно бережно подошел к тексту оргинала, постаравшись максимально точно перенести его на экран. То, что фильм попал в цель, по-хорошему задел зрителя, стало ясно по той широкой общественной дискуссии, которая развернулась на всем информационном пространстве страны от печатных СМИ до интернет-блогов. Украинские националисты восприняли картину очень неприязненно, но данные по кассовым сборам на Украине свидетельствуют, что националисты – в меньшинстве, а украинскому народу картина понравилась.
Народ должен знать свою историю и любить свою родину. И именно исторического кино может выполнять просветительскую функцию наиболее эффективно. Поэтому остается надеяться, что государство и дальше будет патронировать производство актуальных фильмов на историко-патриотическую тематику, а национальное самосознание станет от этого только крепче.
Иван Данилов
|