Норвегия-Дания-Швеция-Франция-ФРГ, 2002 год / Пирамида, 2003 год, 120 минут.
Режиссёр Уле Борнедаль
В ролях: Мария Бонневи, Жерар Депардьё, Кристофер Экклстон, Пернилла Аугуст, Бьёрн Флоберг, Хэнс Мэтисон.
Экранизация бестселлера норвежской писательницы Хербьёрг Вассмо «Дневник Дины» (1988) выделяется психологической тонкостью в разработке характеров и избыточной живописностью. Формально «Я - Дина» (2002) является копродукцией пяти стран, но по духу это типичный скандинавский кинороман, заставляющий вспомнить лучшие работы шведов Яна Труэля и Вильгота Шёмана в 60-е и 70-е годы. Норвежский режиссёр Уле Борнедаль - не новичок в кино, но лишь сейчас он сумел совместить зрелищность остросюжетного кино с философскими размышлениями о тонкой грани между миром живых и мёртвых. Подлинным открытием стала шведская актриса Мария Бонневи. Её Дина - не столько сногсшибательная амазонка, сколько эмансипированная женщина, презирающая, как и Скарлетт О’Хара из «Унесённых ветром», социальные условности середины XIX века. Причём судьба Дины не менее драматична.
По небрежности восьмилетней девочки обварилась кипятком её любящая мать. И убитый горем отец (Бьёрн Флоберг) невзлюбил малышку-дочь, пустил её воспитание на самотёк. Лишь вмешательство старого друга семьи Якоба (Жерар Депардьё) спасло Дину от полного одичания. Но научившись играть на виолончели, она осталась созданием непокорным и своевольным. Не избавил Дину от мистической веры в терапевтическую роль смерти и внешне благополучный брак с богачом Якобом. Она косвенно способствует смерти больного мужа и его приёмного сына Нильса, повесившегося от отчаяния, но так и не ставшего главным в поместье. Призрак погибшей матери продолжает управлять помыслами и поступками Дины. Даже рождение сына от Томаса, местного конюха, не отвращает её от роли ангела смерти. Лишь русский анархист Лев Жуковский сумел приворожить это холодное сердце.
К сожалению, образ Льва оказался самым слабым звеном в увлекательном эпическом полотне. Поэтому с трудом верится в хэппи-энд и в то, что жестокая ниспровергательница мужского племени поставит на карту свою жизнь ради спасения невзрачного авантюриста, обвинённого норвежскими властями в антигосударственном заговоре. Дина слишком хороша для этого заурядного анархиста. Но это, пожалуй, единственный недостаток прекрасной исторической драмы, выделяющейся своей энергетикой и неподдельным эротизмом. Возможно, некоторые сцены фильма шокируют ханжей, но готические страсти ярких героев никого из зрителей не оставят равнодушными.
|