"Я - Дина" (I Am Dina)

Норвегия-Дания-Швеция-Франция-ФРГ, 2002 год / Пирамида, 2003 год, 120 минут.

Режиссёр Уле Борнедаль

В ролях: Мария Бонневи, Жерар Депардьё, Кристофер Экклстон, Пернилла Аугуст, Бьёрн Флоберг, Хэнс Мэтисон.

Экранизация бестселлера норвежской писательницы Хербьёрг Вассмо «Дневник Дины» (1988) выделяется психологической тонкостью в разработке характеров и избыточной живописностью. Формально «Я - Дина» (2002) является копродукцией пяти стран, но по духу это типичный скандинавский кинороман, заставляющий вспомнить лучшие работы шведов Яна Труэля и Вильгота Шёмана в 60-е и 70-е годы. Норвежский режиссёр Уле Борнедаль - не новичок в кино, но лишь сейчас он сумел совместить зрелищность остросюжетного кино с философскими размышлениями о тонкой грани между миром живых и мёртвых. Подлинным открытием стала шведская актриса Мария Бонневи. Её Дина - не столько сногсшибательная амазонка, сколько эмансипированная женщина, презирающая, как и Скарлетт О’Хара из «Унесённых ветром», социальные условности середины XIX века. Причём судьба Дины не менее драматична.

По небрежности восьмилетней девочки обварилась кипятком её любящая мать. И убитый горем отец (Бьёрн Флоберг) невзлюбил малышку-дочь, пустил её воспитание на самотёк. Лишь вмешательство старого друга семьи Якоба (Жерар Депардьё) спасло Дину от полного одичания. Но научившись играть на виолончели, она осталась созданием непокорным и своевольным. Не избавил Дину от мистической веры в терапевтическую роль смерти и внешне благополучный брак с богачом Якобом. Она косвенно способствует смерти больного мужа и его приёмного сына Нильса, повесившегося от отчаяния, но так и не ставшего главным в поместье. Призрак погибшей матери продолжает управлять помыслами и поступками Дины. Даже рождение сына от Томаса, местного конюха, не отвращает её от роли ангела смерти. Лишь русский анархист Лев Жуковский сумел приворожить это холодное сердце.

К сожалению, образ Льва оказался самым слабым звеном в увлекательном эпическом полотне. Поэтому с трудом верится в хэппи-энд и в то, что жестокая ниспровергательница мужского племени поставит на карту свою жизнь ради спасения невзрачного авантюриста, обвинённого норвежскими властями в антигосударственном заговоре. Дина слишком хороша для этого заурядного анархиста. Но это, пожалуй, единственный недостаток прекрасной исторической драмы, выделяющейся своей энергетикой и неподдельным эротизмом. Возможно, некоторые сцены фильма шокируют ханжей, но готические страсти ярких героев никого из зрителей не оставят равнодушными.



Голландцы весьма довольны фильмом о палестинских террористах

Хотя фильм «Рай сейчас» включён в пятёрку претендентов на «Оскар» в категории иноязычных кинопроизведений не от Нидерландов, а от Палестины, голландцы всё равно радуются успеху этой совместной ленты, поставленной Хани Абу-Ассадом.

К тому же она оказалась самой продаваемой в истории голландского кинематографа, поскольку уже приобретена для проката в восьмидесяти странах, включая США и Израиль!

Прежним рекордсменом был оскаровский лауреат «Характер» Майка ван Дьема (Mike van Diem), почти десять лет назад купленный в 63 страны мира.



"Женский бой" / "Девичий бой" (Girlfight)

США, 2000 год / Лазер Видео, 2002 год, 107 минут.

Режиссёр Карин Кусама

В ролях: Мишель Родригес, Хайме Тирелли, Поль Кальдерон, Сантьяго Даглас, Рей Сантьяго.

Эта скромная лента дебютантки Карин Кусамы получила множество международных премий и добилась этого в основном благодаря аутентичной игре Мишель Родригес. Диана Гусман (Мишель Родригес) принадлежит к пуэрто-риканской колонии в Нью-Йорке, поэтому для неё окружающий мир часто враждебен. Мать умерла, а отношения с отцом не складываются. Тем более что он больше внимания уделяет малохольному сыну. А у того карьера боксёра не получается, и он уступает своё место в платной секции бокса упрямой сестре. Следуют многочисленные упорные тренировки, спарринг-бои - и вот Диана уже в финале любительского чемпионата Нью-Йорка. По иронии судьбы, противником становится её честолюбивый возлюбленный. И победит в их упорном поединке, естественно, тот, кто больше этого хочет.

Фильм убедительный, но не слишком захватывающий. Кажется, что смотришь документальный репортаж о жизни одной честолюбивой и упрямой девушки. Но где же режиссёрское воображение? И где увлекательность повествования?