ДЖОДИ ФОСТЕР: КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ВУНДЕРКИНДОМ

В 1991 году 29-летняя американская кинозвезда Джоди Фостер, уже отмеченная престижной премией «Оскар» за роль в фильме «Обвиняемые», впервые познала еще и огромный коммерческий успех благодаря ленте «Молчание ягнят». Тогда же осуществившийся ее дебют в режиссуре («Маленький человек Тейт») был, конечно, неожиданным, но в то же время вполне уместным в рамках «карьеры по-голливудски» при условии его восприятия только в виде каприза, своенравной прихоти популярной актрисы.

Однако Джоди Фостер почти никогда не соответствовала навязываемому стереотипу вздорной, взбалмошной, легкомысленной обитательницы роскошных особняков Беверли-Хиллз и Голливуда. И еще в юном возрасте пыталась вырваться за пределы беспечного, самодовольного, купающегося в славе существования в качестве обожаемого всеми вундеркинда. Да и позже, после нового взлета на высоты киноолимпа, уже будучи взрослой, она проявила трезвость, самостоятельность и сосредоточенность в своих поступках, непреклонность и независимость характера. И Сэра Тобиас из «Обвиняемых», и Кларис Старлинг из «Молчания ягнят» - героини, в которых узнаются черты, мотивы поведения, образ мыслей самой актрисы, не желающей теперь быть «чудо-женщиной», очаровательно сентиментальной или обворожительно роковой подобно другим большим и малым звездам Голливуда.

Она хочет быть такой, какова в действительности, - по-человечески слабая и беззащитная, но внезапно находящая в себе силы для сопротивления насилию и несправедливости; по-женски соблазнительная и соблазняющая, а вместе с тем не лишенная непосредственности, душевной открытости, доверчивости и чистоты ребенка. «Ангельский» облик невинной жертвы пороков и греховных страстей скрывает, вопреки стандарту, отнюдь не «дьявольское создание» внутри, но неоднозначную, противоречивую, мятущуюся натуру самой Джоди Фостер. Отрекшись от показной, рекламной «вундеркиндовости», она стремилась сохранить в жестокой и безжалостной реальности спонтанные порывы детской доброты, искреннего сочувствия к своеобразным «блеющим агнцам» - и в отстаивании этого ведет себя решительно и непримиримо.

Вот и по поводу «Маленького человека Тейта» дебютантка в режиссуре говорила с неподдельной верой в то, что сняла картину (может быть, скромную и непритязательную, не рассчитанную на особую популярность) о прочувствованном и пережитом, близком лично ей. И одновременно сыграла не очень сдержанную в словах и делах, привередливую молодую мамашу талантливого ребенка Фредди Тейта, озабоченную «ненормальностью» своего сына. Кому же, как ни Фостер, которая снялась в возрасте трех лет в рекламном ролике, к семи годам стала звездой телесериалов, а в 14 лет - соискательницей премии «Оскар», лучше всех знать пышную фасадную и не всегда приятную изнаночную стороны жизни ребенка, кого угораздило родиться вундеркиндом! Бывает нередко, что и тщеславные родители воспринимают обыкновенную одаренность своего чада чуть ли не как гениальность, прирожденную «звездность», предначертанную избранность, «богоотмеченность». Но много ли вундеркиндов, блиставших в детстве, потом остались в искусстве на тех же вершинах успеха или хотя бы доказали свою творческую состоятельность во взрослой поре своей жизни?! Раннему кумиру миллионов, пожалуй, приходится еще труднее, чем отпрыску знаменитых родителей, вынужденному оправдывать порой до самой смерти свое «высокое» происхождение.

Милой девчонке Алиции Кристиан (таково настоящее имя Джоди), которая в малолетнем возрасте переиграла разных детских персонажей - «сорви-голову» Эдди в телесериале «Бумажная луна», притворяющуюся мальчишкой юную особу в фильме «Алиса здесь больше не живет», легендарную Бекки Тэтчер в телеварианте «Тома Сойера» - довелось уже в 13 лет резко поменять амплуа и исполнить роль несовершеннолетней проститутки, своей ровесницы, в картине «Таксист», своего рода киноблюзе об аде ночного Нью-Йорка. А вслед за этим Фостер снялась в пародийной гангстерской ленте «Багси Мелоун» в качестве певички кабаре, любовницы главаря преступной банды. Эти две «взрослые роли» девочки-подростка впервые продемонстрировали не только истинную талантливость и мастерство юной актрисы-эксвундеркинда, но и рано сформировавшийся упорный и раскрепощенный характер, ее жизненный опыт преодоления трудностей и испытания славой.

Эвелин Фостер, мать звезды, благословившая ее на кинокарьеру и выступавшая в отсутствие мужа (они развелись еще до рождения дочери, а теперь уже и Джоди вообще скрыла ото всех имя отца своего сына - поговаривали даже об искусственном оплодотворении) в качестве единственной воспитательницы в жизни и импресарио в кино, так говорила о Джоди Фостер: «Она никогда не была похожей на других девочек. И на этом, по-моему, зиждется ее успех. В тот период как раз зарождалось движение освобождения женщин, и она была в каком-то смысле его детским олицетворением. Может, это случилось по той причине, что Джоди воспитывалась без отца. Она не была прелестным ребенком, не имела в себе ничего от улыбающейся куклы или от лишенного выражения красивенького личика. Ее лицо всегда было чрезвычайно выразительным. Детские черты, низкий, слегка хриплый голос и как бы вызывающая свобода поведения - все это очаровывало режиссеров».

Добавим, прельщало и зрителей, которые воспринимали Джоди Фостер совсем не так, как незабвенную кудрявую девчушку Шёрли Темпл, главного киновундеркинда 30-х годов, и даже иначе, чем девчонку-сорванца Татум О’Нил и «прелестного ребенка» Брук Шилдс в 70-е годы. Все-таки привлекательная внешность юной актрисы и поверхностно понятая суть ее героинь могли провоцировать сумасшедших поклонников и не менее безумных журналистов на скандалы из-за привидевшегося им «ангела греха». Если Фостер, упрямо не впускающая никого в свою частную жизнь, так и не была прилюдно замечена в романтических связях с мужчинами, значит, она точно лесбиянка. Громче же всего прозвучала история некоего Джона Хинкли, который пытался в 1981 году совершить покушение на президента США Рональда Рейгана исключительно от отчаяния, что любимая актриса Джоди Фостер не хотела отвечать на его письма, а вот эта дерзкая и безрассудная выходка будто бы могла заставить ее обратить внимание на отвергнутого почитателя (явно позаимствованный из «Таксиста» поступок!).

Сама же кинозвезда, которой в то время исполнилось 19 лет, решила неожиданно для всех оставить кино на какой-то срок и поступила в один из самых котирующихся университетов в Йеле, где изучала литературу, играла в студенческом театре. Она довольно невозмутимо и настойчиво отвергла притязания прессы на то, чтобы позволить ей вмешать себя в скандальный случай Хинкли, к которому была совершенно не причастна, хотя согласилась принять предложение полиции о личной охране ради спокойного продолжения своей учебы. Фостер в очередной раз «не оправдала ожиданий» охочей до сенсаций публики, вообще не пожелав сыграть роль невинной жертвы уже в собственной жизни, а не на экране. И она вернулась в кино только в 1994 году, снявшись в канадско-французской картине Клода Шаброля со знаменательным названием «Чужой кровью», замененным в нашем прокате на глупый заголовок «Это было в Париже».

Характерно, что двойственные персонажи Джоди Фостер, находящиеся как бы в средоточье борьбы Добра и Зла, на рубеже между «ангельским» и «дьявольским» началами бытия, порой обвиняемые в аморальности или провокационности своих действий, не являются просто жертвами, безвольно страдающими от насилия и безнравственности мира. В их существовании на грани опасной бездны есть безусловная свобода выбора, которая позволяет личности самовыразиться (пусть не всегда в приемлемой для ханжеского общества форме) и дает возможность уйти в последний момент от зияющей пропасти или же вступить в смертельную схватку с силами Тьмы, вершить правосудие до самого конца. Малолетняя проститутка, вынужденная оставить свой «бизнес» («Таксист»), невольная участница Движения Сопротивления в годы второй мировой войны («Чужой кровью»), своего рода «девушка раздора» в нью-йоркском квартале («Пять углов»), косвенная виновница-потерпевшая-воздаятельница справедливости в одном лице («Обвиняемые»), спецагент ФБР, рискованно играющая с маньяком-каннибалом ради поиска другого убийцы («Молчание ягнят») и даже женщина-ученый, с детства одержимая поиском контакта с внеземной цивилизацией («Контакт» - как ни странно, все они внутренне близки. Они раздираемы собственными комплексами, но несмотря ни на что окончательно преодолевают то или иное искушение, обретают необходимую уверенность в себе и уникальную способность противостоять злу в его различных проявлениях или познавать неведомое.

Не так ли и сама Джоди Фостер словно избегает расставленных судьбой опасных ловушек, минует тайные западни скандальной или же вполне заслуженной славы, утверждая свое право делать в жизни и в кино только то, во что она безгранично верит, что четко знает и понимает. Например, она отказалась сниматься в «Игре» и пока не соглашается играть в продолжении «Молчания ягнят», зато после рождения сына решилась на трудные съемки в приключенческой мелодраме «Анна и король», будто стремясь опять, как и в «Соммерсби», опровергнуть мнение, что не создана для любовных драм. Вторая режиссерская работа, семейная провинциальная хроника «Домой на праздники», тоже может удивить сочетанием иронии и человечности в повествовании.

Фостер, находясь на киноолимпе уже более двух десятков лет, умело контролирует собственные эмоции, максимально концентрируясь для достижения намеченной цели. Природный дар актерства (а она никогда не училась ни на каких актерских курсах) удачно сочетается в ней с потрясающим самоанализом и точным выстраиванием поведения, конструированием роли или фильма. Ведь случайный вундеркинд оказывается бесспорным талантом лишь благодаря терпению, труду и приобретенному с годами мастерству в том, чтобы быть способным «поверить алгеброй гармонию». Пример гениального Моцарта дает наиболее яркое представление о том, как можно перестать быть вундеркиндом и стать «взрослым» в искусстве. Состоявшаяся жизнь и карьера Джоди Фостер - тоже не последний довод в пользу разумного отношения к «чуду» в самом себе.