Если не считать, что Станислав Говорухин, как и два года назад, когда в кинотеатре «Пушкинский» показал фильм «Благословите женщину» на церемонии празднования Дня российского кино, где даже раздавали подарки всем присутствующим, ныне устроил 27 августа более скромную премьеру в Центральном Доме кино своей следующей ленты «Не хлебом единым» в рамках фестиваля «Московская премьера», то особых кинематографических торжеств не случилось. Даже не было на этот раз ежегодной встречи киноруководства с журналистами, где принято рапортовать о достигнутых успехах и информировать о том, чего хорошего следует ожидать в будущем, а также демонстрировать представителям прессы новый фильм - как правило, из программы Венецианского киносмотра: то «Возвращение» Андрея Звягинцева, то «Настройщика» Киры Муратовой.
И хотя в этом году у нас в отношениях с Венецией всё обстоит опять благополучно (отечественные деятели кино там широко представлены - в отличие от Берлина, Канна, Монреаля и Сан-Себастьяна), конкурсный «Гарпастум» Алексея Германа-младшего по какой-то причине не стали заранее показывать в Москве. Да и чиновникам из Федерального агентства по культуре и кинематографии, видимо, было не с руки именно сейчас появляться перед журналистами, если неясна судьба самой организации, которую, по слухам, ждёт очередная реорганизация, вызванная (в том числе) публичным скандалом по поводу существующей системы взяток «на всех этажах».
Нервозность ситуации подогревается тем, что ныне срок подачи заявок на господдержку истекает 1 сентября, и продюсеры, которые проводили лето если не на многочисленных фестивалях или в отпуске, то хотя бы на съёмках, где как раз царит горячая пора, начинают в суматохе последних дней панически искать кандидатов на получение бюджетных денег. И кто может гарантировать, что в этой спешке действительно будут выбраны достойные сценаристы и режиссёры, которые произведут на свет в 2006 году интересное во всех смыслах кино?! Ведь теперь в России поставлена задача довести количество снимаемых фильмов до ста названий, однако по-прежнему качество подавляющего большинства запускаемых проектов определяется согласно личным вкусам и пристрастиям продюсеров. А они заученно жалуются в интервью на отсутствие любопытных идей и вообще сносных сценариев, практически не прилагая никаких усилий для поиска удачного сценарного материала, фактически же избегая тех авторов, которые не принадлежат к «ближнему кругу» или просто не могут прорваться наверх.
Мы нынче любим во всём равняться на Америку в целом и Голливуд в частности, однако до сих пор почему-то не переняли оттуда и не использовали по своему усмотрению необходимый институт творческих агентств. Его функции в прежние советские времена исполняли худо-бедно сценарные коллегии и художественные советы на разных уровнях - от студийного кинообъединения с собственным штатом редактуры до союзного Госкино. Конечно, и тогда многое делалось «по блату» и в соответствии с узкоклановыми интересами. Но всё-таки молодые и талантливые кинематографисты имели больше шансов пробиться сквозь всевозможные препоны и заслоны, которых сейчас создано столько (причём и государственными структурами), что порой возникает невольное впечатление: киноиндустрия в России пребывает в некоем виртуальном пространстве.
Например, можно узнать не без изумления, что сценарий, не получивший в прошлом году господдержку только по причине вынужденного сокращения числа проектов, поданных от одной продюсерской фирмы, потом уже никогда (!) не может быть представлен повторно. А дебютант имеет право получить всего лишь полмиллиона долларов на производство картины, но государство, подобным образом поощрившее новичка, запрещает привлечение иных средств на постановку. Вот и выкручивайся, как хочешь! Зато Федеральное агентство потом отчитается, что полностью профинансировало в текущем году 15 работ начинающих режиссёров. А ещё поддержало 50 других фильмов, мало заботясь о конечном художественном результате и не неся ответственности за возврат денег из проката.
|