Вчера все узнали, что не стало великого русского актера Олега Ивановича Янковского. Марк Захаров назвал произошедшую трагедию «убийственным ударом по Ленкому». Но он не много ошибся. То, что случилось, это убийственный удар по всей стране.
Олег Янковский родился в семье польского дворянина Ивана Павловича Янковского, штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. За близкое знакомство с Тухачевским отец был арестован и позже сгинул в сталинских лагерях, а семью выслали в казахстанский Джезказган, где и провел свое детство маленький Олег.
Несмотря на то, что семья жила впроголодь, мать одна тянула троих детей, в доме была большая библиотека, разговаривали на иностранных языках, приходили интересные гости, тоже ссыльная интеллигенция. Хотя маленькому Олегу до поры до времени все это было не очень интересно, он пропадал на футбольном поле и мечтал стать выдающимся вратарем.
Когда пришло время выбирать профессию, Янковский собрался поступать в медицинский институт, чтобы получить хорошую профессию, но вопреки первоначальному желанию оказался в театральном училище. Благодаря необычной и судьбоносной истории ему даже не пришлось сдавать вступительные экзамены. Когда он зашел к директору училища, чтобы узнать об условиях приема, тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие-то списки и сказал: «Вы приняты. В сентябре приходите учиться». И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Олега Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечтал о сцене. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры. А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.
В кино Олег Янковский попал не менее фатальным образом. В конце 60-х он в составе саратовского театра гастролировал на Украине. Во Львове в одном из ресторанов его увидел Владимир Басов, режиссер будущего фильма «Щит и меч». Он как раз искал человека на роль Генриха Шварцкопфа, и Янковский показался ему «типичным арийским юношей». «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом», - посетовал тогда Басов, однако не поленился послать к Янковскому ассистента. Так началась великая кинокарьера Янковского.
В том же году актер снялся еще в одном фильме – «Служили два товарища». Съемки в этом фильме, где его партнерами были Быков, Высоцкий, Бурляев, Папанов Янковский называл «настоящими университетами». «С ними никакие учебные заведения не сравнятся», - говорил он. После выхода его первых двух фильмов, Янковский мгновенно стал знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положению в театре. На молодого актера обратили внимание. Ему стали доставаться большие серьезные роли, а в 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. В новом театре Янковский быстро стая ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: «Автоград-XXI», «Парень из нашего города», «Революционный этюд», «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Варвар и еретик», «Гамлет».
В кино в 70-х на Янковского посыпались всевозможные предложения. Он очень много снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера («Премия», 1974; «Обратная связь», 1978), декабриста Кондратия Рылеева («Звезда пленительного счастья», 1975), неустроенного, колючего человека («Чужие письма», 1976, «Сладкая женщина», 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного («Слово для защиты», 1977, «Поворот», 1979). А в 1973-м году ему посчастливилось попасть в картину «Зеркало» Андрея Тарковского. Позже он также снялся у Тарковского в «Ностальгии», где сыграл писателя Горчакова.
Отдельной вехой в карьере Янковского стоят фильмы Марка Захарова. Первой их совместной работой в кино стала картина «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей. Сыграв чуть менее выразительно в «Доме, который построил Свифт» в следующих их совместных картинах – «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Убить дракона» (1988) Янковский создал выдающиеся образы, которые навсегда останутся в истории отечественного кино.
80-е годы стали настоящим расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филер» (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию» (1982).
В 90-х в связи с тем, что в кино пришло очень много непрофессионалов и качество его сильно упало, Янковский, не желая играть в посредственных картинах, принципиально перестал сниматься. В середине 90-х, правда, вышло несколько картин с его участием – «Роковые яйца» (1995), «Первая любовь» (1995), «Ревизор» (1996). Но сам Олег Иванович признавался тогда, что «не получил удовлетворения нет ни от одной из последних работ».
В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - «Приходи на меня посмотреть». Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.
Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина ему дорога. «Любовник», по его словам – «это возвращение психологического русского кино».
Последними его работами в кино стали съемки в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги» и историческом фильме Павла Лунгина «Иван Грозный и митрополит Филлип».
|