15 апреля исполнилось уже 16 лет, как существует Музей кино в Москве, располагающийся в здании Киноцентра на Краснопресненской. Между прочим, этот Киноцентр, являвшийся одним из долгостроев советских времён, предназначался в первую очередь для музейных целей. Что подтверждается, помимо прочего, недавно найденными документами в архиве Леонида Трауберга, который был одним из инициаторов и горячих сторонников создания отечественного Музея кино.
Но с течением лет всё получилось, как в известной русской сказке про зайца, у которого изба была лубяная, а у лисы - ледяная. Хитрая и предприимчивая лиса выгнала зайца из его жилища, ледяная же изба вообще растаяла. И остался бедный ни с чем! Вот так и нынешний Киноцентр превратился по большей части в развлекательное место с рестораном «Арлекин» и казино. Даже те три зала, где ещё показываются фильмы, уступают по заполняемости пока ютящемуся на задворках Музею кино, который далеко не в первый раз пытаются прогнать прочь.
И если раньше искусственно и ловко создавалась видимость, что Музей хотят непременно выселить «злые дяди» из «Арлекино», то сейчас нет уже никаких сомнений: это делается с ведома Никиты Михалкова, который ведь не только возглавляет Союз кинематографистов России и Российский Фонд культуры, но и занял с октября 2004 года выборную должность председателя Совета директоров Киноцентра. А ведь клялся и божился на последнем по времени Съезде кинематографистов, прошедшем, кстати, после получения Михалковым вышеупомянутого поста, что продажа акций Киноцентра, которые принадлежат Союзу кинематографистов, никак не отразится на существовании Музея кино, пока для него не будут найдены подходящие помещения.
Но деньги за все акции ещё не получены, а Музей кино всеми мерами выпихивают из Киноцентра, предлагая совершенно не годящиеся для функционирования трёх составных частей (залы, экспозиции и фонды) площади на «Мосфильме» или киностудии имени Горького. Для публики, которая состоит в основном из молодёжи, включая студенчество, и привыкла к активному посещению Музея кино именно в центре Москвы, был бы абсолютно неприемлем его переезд на территориально отдалённые киностудии, куда и вход для обычных граждан существенно ограничен.
Весьма знаменательно, что не в первый раз за Музей кино в Москве вступаются известные кинематографисты мира - сейчас его целиком и полностью поддерживает ФИПРЕССИ (Международная Федерация кинопрессы), разместив на своём веб-сайте (www.fipresci.org) возмущённые действиями Никиты Михалкова мнения иностранных историков кино и критиков, что вызвало, в свою очередь, крайнее недовольство «российского барина», собиравшегося чуть ли не в Брюссельский суд подавать на ФИПРЕССИ. Ему в ответ популярно объяснили, что господин не прав!
Что-то стремится предпринять и Гильдия киноведов и кинокритиков России, которая, в частности, выступила с предложением направить открытое письмо в адрес Президента России, Председателя Правительства и Мэра города Москвы, опубликованное только в газете «Культура» (например, «СК-Новости», орган Союза кинематографистов, это сделать отказалось, поскольку находится под личной цензурой Клима Лаврентьева, непосредственного соратника Михалкова).
В целях информации всех заинтересованных лиц приводим текст этого письма, проникнутого беспокойством по поводу судьбы Музея кино.
« О судьбе Музея кино »
Открытое письмо
Президенту РФ В.В.Путину
Председателю правительства РФ М.Е.Фрадкову
Мэру г.Москвы Ю.М.Лужкову
Мы обращаемся к Вам в надежде на то, что ваше вмешательство позволит разрешить животрепещущую проблему отечественной культуры.
Государственный центральный музей кино сегодня фактически находится под угрозой ликвидации.
Спор о помещениях в здании Киноцентра, построенного в первую очередь для размещения в нем именно музея кино, разрешился не в пользу объекта культуры – здание было акционировано коммерческими структурами. Обязательства руководства СК РФ по сохранению музея не выполнены. Музей кино может перестать существовать как уникальный культурно-просветительский комплекс, который объединяет в себе выставочные залы, огромную коллекцию материалов по истории кино и по истории страны, осуществляет показы отечественной и мировой киноклассики. Распыление фондов музея и даже временное прекращение его деятельности чревато невосполнимыми потерями для отечественной культуры. Перемещение музея на окраину города сделает его менее доступным для посетителей.
Музей кино как единый центр киноискусства является достопримечательностью всех главных городов Европы – достаточно вспомнить легендарный парижский Музей кино или огромный киномузей в центре Берлина. Мы гордимся тем, что за пятнадцать лет своего существования наш Музей кино завоевал признание мировой кинообщественности и пользуется не меньшим уважением чем его западные аналоги. Наши зарубежные коллеги в лице международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) уже выразили свое недоумение перспективой ликвидации одного из известнейших культурно-просветительских центров России.
Считаем своим профессиональным и человеческим долгом обратить ваше внимание на эту серьезную проблему и просим вас принять необходимые меры для сохранения Государственного музея кино.
По поручению гильдии киноведов и критиков СК РФ
В.Э. Матизен, Кинокритик, Председатель Гильдии киноведов и критиков СК РФ
Н.И. Нусинова, Доктор искусствоведения, Председатель музейной комиссии Гильдии киноведов и критиков СК РФ.
|