"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАЩИТА" (Federal Protection)

США, 2002 год / Союз Видео, 2002 год, 90 минут.

Режиссёр Энтони Хикокс

В ролях: Арманд Ассанте, Анджела Физерстоун, Дина Мейер, Дэвид Липпер, Тони Калабретта.

Этот захватывающий триллер поставлен известным режиссёром-ремесленником Энтони Хикоксом с неожиданной для него изобретательностью. В избитый сюжет о предательстве итальянского мафиози Фрэнка Карбоне, сменившего своё имя и местожительство, чтобы беспрепятственно давать в суде показания на бывших подельников, постановщик внёс свежую струю. Во Фрэнка влюбляется его новая соседка Ли, но их союзу мешает её алчная сестра Бутси. Она решает вероломно вместе со своим любовником сдать Фрэнка мафии, заполучив награду в миллион баксов. Но с бандитами шутки плохи, и парикмахерше-мазохистке приходится сильно попотеть, чтобы заполучить немалые денежки. При этом Бутси сама становится заправским киллером, подвергая Ли немалой опасности. Чего стоит острый каблук, который она хладнокровно всаживает в лоб одного из гангстеров! Лишь стандартный финал несколько снижает яркое впечатление от триллера, сыгранного актёрами с редким пылом.



«Свой человек» (The Insider)

Blue Light Productions, Forward Pass, Kaitz Productions, Mann/Roth Productions, Touchstone Pictures (США) / Видеосервис, 1999 год, 152 минуты.

Режиссер Майкл Манн

В ролях: Расселл Кроу, Аль Пачино, Кристофер Пламмер, Дайэн Венора, Линдсей Краус, Филип Бейкер Холл, Деби Мазар, Стивен Тоболовски.

Фильм, номинант на «Оскар» с бюджетом в 68 млн. долларов, поставлен опытным голливудским профессионалом Майклом Манном («Схватка») по материалам статьи Мэри Бреннер, опубликованной в популярном журнале Vanity Fair. Нечасто можно встретить на экране ленту, герои которой - ученый и журналист, то есть представители профессий, редко жалуемых в Голливуде. В результате получилась визуально живая картина, но, к сожалению, не избежавшая дидактики в следовании политически корректной моде на экологические разоблачения. Однако, в США фильм вызвал скандал не столько из-за громких разоблачений деятельности табачных компаний, утверждавших голословно, что курение не вырабатывает у людей привычки к безудержному потреблению сигарет, сколько из-за нападок на популярную телепередачу «60 минут». Поэтому в России эта лента вряд ли будет иметь такой общественный резонанс, тем более, что у нас курение до сих пор считается вредной, но чисто личной дурной привычкой.

Герой картины, одинокий ученый Джефри Виганд, был уволен за свои разоблачительные исследования с видного поста в одной из табачных корпораций. Он становится главным свидетелем в суде по обвинению табачной промышленности по иску на общую сумму в 246 млн. долларов. В исполнителе роли Виганда, австралийском актере Расселе Кроу («Секреты Лос-Анджелеса»), умело сочетаются моральные убеждения с иррациональной яростью, переходящей в неконтролируемые приступы гнева. Это человек, который подверг риску всю свою жизнь ради достижения призрачной цели - победы над вездесущими табачными компаниями, имеющими общий оборот в 50 млрд. долларов. Ему помогает несколько идеализированный в фильме продюсер телепередачи «60 минут» Лоуэлл Бергман (Аль Пачино), который со всем пылом идеалиста сражается со своим шефом за право выпустить разоблачительную передачу в эфир. Телешефа играет знаменитый канадский актер Кристофер Пламмер - и его прототип Уоллес был крайне недоволен тем, как был изображен на экране.

Но если в недавней довольно скучной мелодраме «Гражданский иск», посвященной проблемам загрязнения окружающей среды, главный акцент был сделан на судебном расследовании, то у Майкла Манна раскрытие темы подчинено показу развития неоднозначных характеров. По словам Пачино, со времен «Серпико» он не играл такого сильного и страстного человека, способного к нравственному поведению, несмотря на различные препятствия. Но при этом его герой внешне спокоен и ненавязчив. Как хороший журналист, он умело сливается с наблюдаемой средой, поэтому эта роль далась нелегко Аль Пачино, человеку совершенно бешеного темперамента. Но его творческие усилия были вознаграждены благосклонными критическими отзывами, хотя в отличие от Рассела Кроу, он даже не удостоился на сей раз номинации на «Оскар».