Blue Light Productions, Forward Pass, Kaitz Productions, Mann/Roth Productions, Touchstone Pictures (США) / Видеосервис, 1999 год, 152 минуты.
Режиссер Майкл Манн
В ролях: Расселл Кроу, Аль Пачино, Кристофер Пламмер, Дайэн Венора, Линдсей Краус, Филип Бейкер Холл, Деби Мазар, Стивен Тоболовски.
Фильм, номинант на «Оскар» с бюджетом в 68 млн. долларов, поставлен опытным голливудским профессионалом Майклом Манном («Схватка») по материалам статьи Мэри Бреннер, опубликованной в популярном журнале Vanity Fair. Нечасто можно встретить на экране ленту, герои которой - ученый и журналист, то есть представители профессий, редко жалуемых в Голливуде. В результате получилась визуально живая картина, но, к сожалению, не избежавшая дидактики в следовании политически корректной моде на экологические разоблачения. Однако, в США фильм вызвал скандал не столько из-за громких разоблачений деятельности табачных компаний, утверждавших голословно, что курение не вырабатывает у людей привычки к безудержному потреблению сигарет, сколько из-за нападок на популярную телепередачу «60 минут». Поэтому в России эта лента вряд ли будет иметь такой общественный резонанс, тем более, что у нас курение до сих пор считается вредной, но чисто личной дурной привычкой.
Герой картины, одинокий ученый Джефри Виганд, был уволен за свои разоблачительные исследования с видного поста в одной из табачных корпораций. Он становится главным свидетелем в суде по обвинению табачной промышленности по иску на общую сумму в 246 млн. долларов. В исполнителе роли Виганда, австралийском актере Расселе Кроу («Секреты Лос-Анджелеса»), умело сочетаются моральные убеждения с иррациональной яростью, переходящей в неконтролируемые приступы гнева. Это человек, который подверг риску всю свою жизнь ради достижения призрачной цели - победы над вездесущими табачными компаниями, имеющими общий оборот в 50 млрд. долларов. Ему помогает несколько идеализированный в фильме продюсер телепередачи «60 минут» Лоуэлл Бергман (Аль Пачино), который со всем пылом идеалиста сражается со своим шефом за право выпустить разоблачительную передачу в эфир. Телешефа играет знаменитый канадский актер Кристофер Пламмер - и его прототип Уоллес был крайне недоволен тем, как был изображен на экране.
Но если в недавней довольно скучной мелодраме «Гражданский иск», посвященной проблемам загрязнения окружающей среды, главный акцент был сделан на судебном расследовании, то у Майкла Манна раскрытие темы подчинено показу развития неоднозначных характеров. По словам Пачино, со времен «Серпико» он не играл такого сильного и страстного человека, способного к нравственному поведению, несмотря на различные препятствия. Но при этом его герой внешне спокоен и ненавязчив. Как хороший журналист, он умело сливается с наблюдаемой средой, поэтому эта роль далась нелегко Аль Пачино, человеку совершенно бешеного темперамента. Но его творческие усилия были вознаграждены благосклонными критическими отзывами, хотя в отличие от Рассела Кроу, он даже не удостоился на сей раз номинации на «Оскар».
|