Figment Films (США) / Лазер Видео, 1999 год, 114 минут.
Режиссер Дэнни Бойл
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Тилда Суинтон, Виржини Ледуаен, Роберт Карлайл, Гийом Кане.
Выхода фильма «Пляж» на американские экраны фанаты Леонардо Ди Каприо предвкушали целый год. Однако уже первые результаты тест-просмотров заронили сомнение в том, что картина станет блокбастером. В итоге при бюджете в 50 млн. долларов (сам Лео получил 20 млн.) лента собрала в США и Канаде лишь жалкие (учитывая ожидания) 40 млн. долларов. В чем же причина относительной неудачи? Ведь в основу сюжета был положен свежий бестселлер англичанина Алекса Гарленда, а съемками руководила прославленная английская троица: режиссер Дэнни Бойл, сценарист Джон Ходж и продюсер Эндрю Макдоналд. Их предыдущие проекты «Неглубокая могила» (1994) и «На игле» (1996) сразу стали культовыми среди молодежи, хотя уже тогда многие (не поддавшиеся всеобщей истерии) критики сетовали на психологическую одномерность маргинальных героев и визуальную примитивность режиссерского стиля. Но эпатажность предложенного материала несколько скрашивала эти недостатки, к тому же обе ленты явно не относились к высокобюджетным произведениям.
Поэтому «Пляж» стал испытанием режиссера на голливудскую прочность. Съемки в Таиланде обросли скандалами, судебными процессами с «зелеными» и слухами (часто фальшивыми) об амурных похождениях Ди Каприо. Сам он в роли скучающего яппи Ричарда, отправившегося туристом в экзотическую страну, оказался слишком заурядным актером, чтобы ярко сыграть, как происходит возмужание героя. По законам антиутопического жанра, его персонаж должен бросить вызов порядкам в колонии хиппующей молодежи, в которую волею случая оказался заброшенным. Но Ричард разительно отличается, например, от мужественного героя Шона Коннери из нашумевшей ленты 70-х годов «Зардоз» - и своей хлипкой фактурой, и психологической податливостью обстоятельствам. Он слишком растерян и, подобно большинству молодых людей 90-х, лишен нравственного стержня.
Когда в гостинице Ричард знакомится с безумным наркоманом Даффи (Роберт Карлайл шутя переигрывает всех) и получает карту таинственного острова, в нем играет азарт охотника и бездумного искателя острых ощущений. Взяв в попутчики парочку молодоженов из Франции, юный гедонист без колебаний отправляется на райский пляж, нисколько не задумываясь о последствиях. Но на острове находится не только коммуна, но и обширная плантация наркотиков, охраняемая от вторжения незваных пришельцев злобной группой вооруженных до зубов местных жителей. Оказывается, райская обитель расположена «в сердце тьмы». Недаром Ричард постоянно просматривает кадры из фильма «Апокалипсис сегодня», поставленного по мотивам знаменитого произведения Джозефа Конрада «Сердце тьмы».
Но могут ли таиландские джунгли разрешить те проклятые проблемы современного человека, ради решения которых Ричард бессознательно отправился в крайне рискованное приключение?
Ведь, как некогда писал родоначальник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор, «истину нельзя познать, в ней можно только находиться». Поэтому идея обретения рая для белого европейца или американца на тайских землях порочна по определению, ибо чужую территорию нельзя использовать для удовлетворения собственных утопических фантазий. Похожую мысль об опасности переноса восточных философских и мистических систем на европейскую почву неоднократно высказывал и великий психолог Карл Густав Юнг. Присвоение архетипов чужой цивилизации чревато безумием.
«Рай там, где ты сейчас находишься», - говорит сам Леонардо Ди Каприо, но его герой этого так и не поймет.
К сожалению, сюжет фильма явно начинает пробуксовывать в сценах, где режиссер пытается обстоятельно показать жизнь коммуны. Визуальный ряд при этом слишком слащав и напоминает глянцевые иллюстрации из рекламных буклетов для ленивых, но богатых туристов. От заката до рассвета поселенцы бездумно вкушают райские плоды, лишь изредка посылая агентов на материк за некоторыми товарами первой необходимости. Кроме Сэл (Тилда Суинтон), идейной вдохновительницы колонии, остальные образы совершенно не прописаны, излишне функциональны. Поэтому сцены, когда поселенцы оставили своего раненого (после нападения акулы) товарища умирать в лесу, ибо обращение за помощью к врачам с континента может раскрыть местонахождение пляжа, мало трогают зрителя, а скорее, даже отталкивают избыточным натурализмом.
Неудачей следует признать и выбор Виржини Ледуаен на роль француженки Франсуаз, девушки, в которую влюблен Ричард, но тем не менее легко изменяет ей с властной Сэл. Но самыми провальными оказались эпизоды, когда Ричард под давлением Сэл сбрасывает цивилизованную маску и начинает бродить, как привидение, по сумрачным джунглям.
Хотя эти эпизоды хорошо коррелируют с идеями экранизированного Питером Бруком в 60-е годы романа «Повелитель мух» Уильяма Голдинга с его утверждением неискоренимости варварских начал в человеке. Но для Дэнни Бойла насилие рождают не первобытные импульсы, а изощренные бихевиористские (поведенческие) модели, которым следует современный горожанин и от чего не может освободиться даже в тропическом раю. «Но тоска по раю живет у многих в душе», - поясняет Бойл, считая, что рай должен быть доступен лишь немногим счастливцам.
Поэтому появление на Пляже новичков, заимевших еще раньше с подачи Ричарда копию карты, приводит к нарушению негласного статус-кво между тайцами и участниками коммуны, следствием чего становится трагический исход событий. В финале картины воинственные местные жители изгоняют не только Ричарда, но и всех ветеранов коммуны. Герою Ди Каприо только остается вновь коротать свою жизнь среди компьютеров в каменных коробках американского мегаполиса.
Подводя итоги, следует заметить, что Дэнни Бойл и на этот раз снял оригинальный фильм, внеся свою лепту в жанр антиутопии, но отсутствие сшибки человеческих характеров и излишняя псевдокрасивость многих кадров сильно снизили воздействие картины. Особенно удивительны визуальные недостатки ленты, ведь ее снимал признанный оператор Дариус Хонджи («Деликатесы», «Эвита»). Разочаровала и музыка Анджело Бадаламенти, любимого композитора Дэвида Линча. В ней есть чувственность и романтизм, но нет мистицизма, присущего его лучшим мелодиям. В результате фильм не удовлетворил и тех, кто ждал постижения метафизических глубин, и тех, кто просто пришел отдохнуть, чтобы лицезреть «божественного Лео» на пляже в окружении сонма полуголых девиц.
|