(12.03.1940, Москва - 15.06.2000, Москва), российский сатирик, драматург и сценарист. Окончил Московский медицинский институт. Работал врачом «Скорой помощи». Для многих из нас Григорий Горин начался как автор (часто совместно с Аркадием Аркановым) юмористических рассказов, преимущественно на 16-й полосе «Литературной газеты», хотя уже с середины 60-х годов общие пьесы двух бывших врачей стали появляться на театральной сцене («Свадьба на всю Европу», «Маленькие комедии большого дома»). В 1972 году в театр имени Маяковского прорвался (иначе не скажешь) спектакль «Забыть Герострата!», заставивший поразиться дерзкой смелости драматурга, который, рассказывая о давно минувшем, вызывал совершенно крамольные по тем временам мысли. В 1974 году прогремел знаменитый «Тиль» Марка Захарова по пьесе Горина, написанной на основе «Тиля Уленшпигеля» Шарла Де Костера, а студент режиссерского факультета ВГИКа Вадим Абдрашитов экранизировал горинский рассказ «Остановите Потапова!» (курсовая лента без особой охоты начальства все-таки получила главную премию на студенческом кинофестивале, а потом даже была засчитана как дипломная работа).
Нам словно открылся ранее неведомый автор. Безусловно, в самом Григории Горине все это не могло не присутствовать: и горькая ирония, и склонность не к уничижающей, а заставляющей задумываться сатире, и мудрый интерес к истории, в которой можно всегда найти немало примеров человеческой глупости, но и образцов благородных поступков, самоотверженных движений души. Сотрудничество с Марком Захаровым подарило нам, зрителям, еще несколько виртуозных, искрометных, остроумных и по-настоящему умных фильмов - «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и «Убить Дракона» (по мотивам пьесы «Дракон» Евгения Шварца), а также спектакль «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом-Алейхема), выдающийся по своей общечеловеческой (а не только узконациональной), гуманной, духовной интонации. И еще была трагикомедия Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», выпущенная, в отличие от «Свифта», сразу - и поэтому вдвойне изумившая, как же власти могли проглядеть столь очевидную пощечину в свой адрес. Чего стоит один мерзопакостный господин Мерзляев в безжалостном исполнении Олега Басилашвили, не говоря уже о жестоко понукаемом трагике Бубенцове, в роли которого Евгений Леонов все-таки смог сыграть «своего короля Лира».
Сам Григорий Горин, отметивший этой весной собственное 60-летие, внешне выглядел чуть мрачновато, как и положено юмористу, даже когда шутил в популярной телепередаче «Белый попугай», подменяя на пару с Аркадием Аркановым умершего Юрия Никулина, ее первого ведущего. Но Горин не был трагическим человеком, раз хватало ума и иронии относиться к себе и ко всему окружающему несколько отстраненно. Он создал как бы продолжение «Ромео и Джульетты», поставленную в театре Маяковского пьесу «Чума на оба ваших дома», в которой не без лукавства переосмысливал все бурные события нашей современной тотальной неразберихи. И вновь для Захарова сочинил исторический фарс «Шут Балакирев», который увидит подмостки уже после кончины автора, как и книга его избранных сочинений в престижном цикле «Антология сатиры и юмора России ХХ века».
Заскучавший и опять куда-то торопящийся Потапов из вгиковской среднеметражки бросал во время любимовского спектакля «Гамлет» восхитительную фразу: «Гениально, но затянули!». Как ни кощунственно это прозвучит, во всем - в том числе и в жизни - должна быть некая недоговоренность, оборванность. Вслед за Андреем Мироновым, одним из своих любимых театральных актеров и режиссеров (в частности, он ставил пьесу «Прощай, конферансье!»), Григорий Горин последовал на взлете богатых творческих замыслов. Не очень долгая жизнь - сестра талантов.
|