Нынешнюю оскаровскую церемонию, 77-ю по счёту, заранее назвали скучной и невыразительной, поскольку и соревнуются за звание лучших те фильмы, которые вряд ли могут считаться таковыми.
В главной номинации претендентами стали картины, явно не хватающие звёзд с небес или же летающие не так высоко и далеко, как хотелось бы (если воспользоваться наличием в списке «Авиатора» Мартина Скорсезе), а из наиболее престижных категорий американские киноакадемики постарались убрать ленты, вызывающие споры и неоднозначную реакцию (допустим, «Страсти Христовы» Мела Гибсона и «Убить Билла - Фильм 2» Квентина Тарантино).
Как успели пошутить комментаторы в самой Америке, наиболее интересной и захватывающей оказалась номинация документальных фильмов,
несмотря даже на то, что туда не попала скандально-политическая антибушевская агитка «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура (да и то по надуманной причине: картина, показанная на телевидении, не может участвовать в соперничестве за «Оскар»). В США сейчас наблюдается неожиданный зрительский бум по поводу неигрового кино. Если «Фаренгейт 9/11» раскрутился на мощной предвыборной волне, получив в прокате просто фантастическую сумму $119,2 млн. (19,1 млн. американцев увидели эту ленту!), то успех документальной сатиры «Мне - суперпорцию» / «Двойная порция» Моргана Спёрлока ($11,5 млн. кассовых сборов при анекдотическом бюджете в размере $65 тыс.), пожалуй, был связан не только с дерзким вызовом автора против «гамбургерской империи МакДоналдса».
Зрители, воспитанные на однотипной продукции голливудской «фабрики грёз», подчас с изумлением открывают для себя, что существуют совсем другие «товары», изготовленные отнюдь не конвейерным способом, а порой - на собственный страх и риск (в случае со Спёрлоком, решившим пожертвовать здоровьем ради проведения эксперимента над собой, как раз и в буквальном смысле слова). Вот и ещё один оскаровский документальный соискатель - «Тупак: Воскрешение» Лорин Лэзин, который повествует о судьбе застреленного гангстерами афроамериканского рэппера Тупака Шакура (получил в кинотеатрах тоже весомый капитал - $7,7 млн.), несомненно контрастирует со сглаженной версией жизни Рэя Чарльза (тем не менее «Рэй» Тейлора Хэкфорда был включён и в главную, и в режиссёрскую номинацию).
Американские критики задолго до объявления претендентов «Оскара» отметили, что текущий киносезон выдался биографическим (в принципе, и гибсоновское произведение об Иисусе Христе могло бы вписаться в данный контекст, не будь оно столь провокационным для «еврейского большинства Голливуда», вдобавок не простившего ему ажиотажа в прокате - $370,3 млн. сборов, 59,25 млн. зрителей!). Киноакадемикам действительно оказалось по душе, что на экране по-прежнему творится величественная и облагороженная мифология на основе реальных биографий знаменитых людей. Этого, кстати, не избежал и фильм «В поисках Небывалии» / «Волшебная страна» Марка Форстера о британском писателе Джеймсе Бэрри, вероятно, тем и очаровавший своих горячих поклонников, что он всё-таки искренне сожалеет об утрачиваемой вере в мир прекрасных иллюзий. Зрителям вообще нравится, когда им внушают немудрёную мысль, что они, пожалуй, лучше, нежели сами это себе представляют. Нет никаких неудачников жизни - есть вполне милые и забавные персонажи, которые лишь временно заплутали где-то на окольных путях (как в ленте «На обочине» Александра Пейна), но вскоре и их ждёт неизбежный хэппи-энд на многополосном хайвее.
И не надо ни в коем случае сравнивать «Авиатора» с «Таксистом», «Рэя» - с «Беспечным ездоком», а «На обочине» - с «Пугалом». Те времена так называемого «серебряного века» американского кино давно и безвозвратно канули, как и «золотая пора» расцвета Голливуда в 30-40-е годы, что лишь попытался воспроизвести Скорсезе в своей новой работе. Помнится, одна из самых первых картин, удостоенных «Оскара» за режиссуру, называлась «Седьмое небо». Ныне же вся эта пышная церемония раздачи наград, искусственно навязываемая остальному миру в качестве главного кинематографического события планеты, пребывает словно на 77-м небе. В стране небоскрёбов и прочих проявлений гигантомании сложно обойтись только седьмым небом!
|