Columbia Tristar /Пирамида, 1999, 108 минут.
Режиссер Антонио Бандерас
В ролях: Мелани Гриффит, Дэвид Морс, Кэти Мориарти, Род Стайгер, Роберт Вагнер.
Режиссерский дебют Антонио Бандераса, секс-символа Голливуда 90-х годов, внешне отвечает всем требованиям престижного проекта. Он сочетает увлекательные похождения сошедшей с катушек авантюристки и критику расистских нравов в штате Алабама в уже далеком 1965 году, когда ширилась слава Мартина Лютера Кинга, а одновременно Нэнси Синатра, дочка Фрэнка Синатры, выпустила свой мегахит (первый и последний) - This Boots Are Made for Walking. Титры фильма идут под эту бесшабашную мелодию, намекая на то, что высокое и низкое будут перемешаны. Но чтобы при этом получился вкусный коктейль, надо, как минимум, иметь подходящую исполнительницу и режиссерский талант. Увы, ни постаревшая Мелани Гриффит (жена Бандераса), ни сам Бандерас явно не тянут. Безумная Люсиль (имя, видимо, выбрано ради использования нашумевшего хита той эпохи - «Люсиль» в темпераментном исполнении Литтла Ричарда) в интерпретации Гриффит скорее беспомощна и забавна, чем инфернальна. Хотя она везет в «седане» розового цвета, в шляпной коробке за 500 долларов (!?), непонятно зачем в Голливуд... голову отравленного крысиным ядом ненавистного мужа.
Если это пародирование скандального, по меркам 70-х годов, фильма Сэма Пекинпа «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа», то довольно неуместное - ведь героиня денежки мужа уже присвоила, и никакой миллион долларов ей не нужен. Благоверный же «убивал» ее медленно (протыкал иголкой презервативы, в результате чего Люсиль была 54 месяца беременной), а она убила его быстро. Также медленно в штате Алабама изводили негров, пока не появились борцы за гражданские права - и негров стали пускать в местный бассейн, доступный ранее только для белых. Оригинальное название фильма может быть переведено двусмысленно - как «Сумасшедшие в Алабаме», но в российском видеопрокате оно неуклюже превратилось в душещипательную «Женщину без правил», хотя героиня как раз очень последовательна в своих поступках, только играет по своим женским, но вполне логичным правилам. Поэтому не желает на суде (после того, как ее все-таки поймали) «косить» под сумасшедшую, а предпочитает голую правду (и возможную смерть на электрическом стуле) сладкой спасительной лжи. И высокопарные слова «свободу можно похоронить, но нельзя окончательно убить» можно отнести не только к свободолюбивым неграм, которых ныне в стране политической корректности величают афро-американцами.
На фоне бесцветных эпизодов гражданского неповиновения наблюдать за Мелани Гриффит довольно интересно, но ее игра после блистательной роли в «Деловой девушки» (1988) ничем новым не обогатилась, а шарм наивной «очаровашки» с годами улетучился и, кажется, уже навсегда. Многие радикальные критики станут после этой роли требовать голову актрисы на отсечение и даже выдвинут ее на соискание какой-нибудь «Золотой малины». Я этого делать не буду, пусть Гриффит произносит впервые в своей бурной карьере вполне правильные речи, словно она - какой-нибудь «проповедник» из репертуара Сэмьюэля Джексона. К тому же получившиеся «криминальное смотриво» ничуть не хуже обласканного американцами фильма «Время убивать» (1996), сумевшего усыпить своей мармеладной правильностью даже привередливых американских критиков.
|