Mirage Enterprises, Miramax Films, Paramount Pictures, Timnick Films (США) / West Video, 1999 год, 139 минут.
Режиссер Энтони Мингелла
В ролях: Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Джуд Ло, Кейт Блэнчетт, Филип Сеймур Хофман.
Высокобюджетная криминальная драма поставлена по знаменитому роману Патриции Хайсмит, входящему в пятерку произведений из жизни Тома Рипли, авантюриста высокой пробы. Однажды этот роман уже был блистательно экранизирован Рене Клеманом под названием «На ярком солнце» (1959). Но если, как метко заметил наш критик Борис Берман, Ален Делон демонстрировал в роли Рипли порочность красоты, то Мэтт Дэймон - красоту порока. В фильме Клемана законы триллера довлели над поверхностно показанной психологией членов любовного треугольника, а Энтони Мингеллу интересуют глубинные пласты психологии Тома Рипли. Этот герой - не просто психопат, жаждущая социальной справедливости личность, а артист, стремящийся перекроить свою жалкую жизнь по лекалам красоты и избранности. Английский режиссер, являющийся сыном итальянского эмигранта, стремился избежать лобовой моральной оценки процесса падения Рипли в бездну, где все позволено, а понятия Добра и Зла несущественны.
Том Рипли, бедный американец, отправляется по просьбе родителей богатого юноши Дикки Гринлифа в Италию, чтобы уговорить его бросить подружку Мардж и вернуться домой к занятию бизнесом. Дикки (блестящая роль англичанина Джуда Ло) - живое воплощение спонтанности и красоты, он элегантен, безумно любит джаз (пытается играть на саксофоне), а время в основном проводит на пляже и в подвалах джазовых клубов. Поэтому, чтобы втереться к нему в доверие, Рипли тоже начинает музицировать (и не без успеха), а также демонстрирует редкие способности имитировать чужой почерк и тембр голосов других людей. Вначале Том искренне любит Дикки, но не получив полноценного отклика от самовлюбленного плейбоя, хладнокровно убивает его и, подделав документы, нагло занимает место Гринлифа под солнцем. Единственной потерей для Тома становится невозможность разделить любовь богатой Мередит (персонаж, введенный Мингеллой и отсутствовавший у Клемана), втрескавшуюся в него с первого взгляда.
Душой фильма «Талантливый мистер Рипли» становится музыка - особенно джаз, который наиболее полно раскрывает содержание эпохи экономического бума, экзистенциализма и всего того, что Федерико Феллини некогда метко обозвал «сладкой жизнью». Особенно хороши сцены джазовых импровизаций - именно через них спонтанность Дикки как бы перетекает в Рипли, и он начинает патологически импровизировать в жизни, сметая благодаря открывшемуся анархическому дару все на своем безжалостном пути. Энтони Мингелла как режиссер очень сдержан в этой картине, и ему удалось на этот раз подчинить свою склонность к Большому Стилю глубокому раскрытию тайников незаурядных героев. Поэтому эта лента получилась более зрелой, чем осыпанный многими «Оскарами» его «Английский пациент».
|