НРБ. 1988. 141 минута.
Автор сценария Константин Павлов
Режиссёр Зако Хеския
Оператор Красимир Костов
Художник Мария Иванова
Композитор Кирил Дончев
В ролях: Георги Стайков, Тодор Колев, Марина Неёлова, Валентин Ганев, Мирослав Косев, Иван Петрушинов, Цветана Мирчева, Пётр Попйорданов, Йоана Попова, Таня Шахова
Оценка - 6,5 (из 10)
Ретро-драма
Этот фильм может показаться по сюжету вполне традиционным. Молодой, физически крепкий, ловкий от природы парень из бедной семьи неожиданно для себя стал знаменитым борцом, но не сумел в силу различных обстоятельств удержаться на вершине славы. История восхождения Железного Фери (таково прозвище героя картины) и его падения дана на фоне событий 1941-43 годов, когда царская Болгария вступила в сговор (в общем, вынужденный) с фашистской Германией.
Режиссёр Зако Хеския, который прежде отличался более прямым, аутентичным и масштабным воссозданием той же исторической эпохи («Зарево над Дравой», «Бой последний», телесериал «Одни среди волков»), в 80-е годы начал тяготеть к притчевым, иносказательным, психологически сложным произведениям - «Йо-хо-хо», телесериал «Ночью на белых конях», наконец, «Без царапины». Сценарий Константина Павлова, который тоже испытывал склонность к метафорическому сопоставлению судьбы отдельного человека с историческими катаклизмами, выявлению тайной связи между атмосферой эпохи и настроениями индивида (вспомним хотя бы «Иллюзию», снятую Людмилом Стайковым), позволил Зако Хескии ненавязчиво, лишь косвенными намёками, при помощи мельчайших деталей подчеркнуть общность конформистского пути юного Фери и его страны в период второй мировой войны, незаметно для себя оказавшихся пособниками сил зла.
Конечно, проще всего увидеть в этой ленте обычную мелодраму о юноше, который не выдержал испытания славой, пошёл на сделку с совестью, хотя вроде бы ничего предосудительного, тем более преступного, лично не совершил. Фери просто не осознал, будучи неопытным душой и духом, что в какой-то момент переступил неуловимую грань, за которой начинается нравственное падение. Судьба подбрасывает ему искушения, от которых трудно отказаться молодому человеку, одержимому жаждой жизни, а не одним лишь спортивным успехом. Исподволь, шаг за шагом Фери превращается в некую марионетку, управляемую чужой волей. Добровольный уход в развлечения и его бездумное наслаждение свалившимися как бы ниоткуда жизненными благами оборачиваются в конце концов подлинной драмой, раскаянием за невольное предательство. За всё надо платить - и уже иной ценой. Надеявшийся прожить легко, не нанёсший никому физического урона, Фери сам умер внезапно и случайно - без единой царапины на лице и теле, но с глубоким внутренним шрамом, губительным для нравственно неразвитой личности, не способной сохранить в житейских перипетиях свой редкостный талант. Человек умирает, когда не чувствует в себе сил и воли для продолжения жизни.
Картину Зако Хескии вполне можно было бы назвать «болгарским «Конформистом», хотя лента Бернардо Бертолуччи намного глубже по мысли и художественно оригинальнее. Тем не менее и фильм «Без царапины» привлекает своей печальной интонацией в рассказе об эпохе нравственных переломов и общественно-политических травм. Нельзя не отметить искреннюю игру молодого Георги Стайкова в главной роли, подававшего большие надежды в те годы (параллельно снялся в картинах «А теперь куда?» и «Вчера»). В несколько необычном качестве предстала наша актриса Марина Неёлова, сыгравшая Клару, любовницу Фери из «высшего общества».
|