Никогда не зарекайся от суда

Продюсер Кевин Макклори призывает на помощь Шона Коннери, первого исполнителя роли Джеймса Бонда, чтобы он дал свидетельские показания на суде относительно прав Макклори на свободное использование сюжета «Шаровой молнии», будто бы полученных от писателя Иэна Флеминга. Однажды Кевину Макклори и Шону Коннери уже удалось снять по мотивам «Шаровой молнии» картину «Никогда не говори «никогда», которая считается «черной овцой» в «бондиане» и даже не засчитывается в общее число лент об агенте 007. Лондонская газета «Дейли Экспресс» заметила: если Коннери «опять пожелает быть одиноким волком в борьбе с большой студией, то это добавит эмоционального веса в дело Макклори». Этот продюсер подал иск на $10 млн. против МГМ за то, что данная студия препятствует появлению еще одного «параллельного фильма о Бонде».



"БЕЗ ЦАРАПИНЫ" (Без драскотина)

НРБ. 1988. 141 минута.

Автор сценария Константин Павлов

Режиссёр Зако Хеския

Оператор Красимир Костов

Художник Мария Иванова

Композитор Кирил Дончев

В ролях: Георги Стайков, Тодор Колев, Марина Неёлова, Валентин Ганев, Мирослав Косев, Иван Петрушинов, Цветана Мирчева, Пётр Попйорданов, Йоана Попова, Таня Шахова

Оценка - 6,5 (из 10)

Ретро-драма

Этот фильм может показаться по сюжету вполне традиционным. Молодой, физически крепкий, ловкий от природы парень из бедной семьи неожиданно для себя стал знаменитым борцом, но не сумел в силу различных обстоятельств удержаться на вершине славы. История восхождения Железного Фери (таково прозвище героя картины) и его падения дана на фоне событий 1941-43 годов, когда царская Болгария вступила в сговор (в общем, вынужденный) с фашистской Германией.

Режиссёр Зако Хеския, который прежде отличался более прямым, аутентичным и масштабным воссозданием той же исторической эпохи («Зарево над Дравой», «Бой последний», телесериал «Одни среди волков»), в 80-е годы начал тяготеть к притчевым, иносказательным, психологически сложным произведениям - «Йо-хо-хо», телесериал «Ночью на белых конях», наконец, «Без царапины». Сценарий Константина Павлова, который тоже испытывал склонность к метафорическому сопоставлению судьбы отдельного человека с историческими катаклизмами, выявлению тайной связи между атмосферой эпохи и настроениями индивида (вспомним хотя бы «Иллюзию», снятую Людмилом Стайковым), позволил Зако Хескии ненавязчиво, лишь косвенными намёками, при помощи мельчайших деталей подчеркнуть общность конформистского пути юного Фери и его страны в период второй мировой войны, незаметно для себя оказавшихся пособниками сил зла.

Конечно, проще всего увидеть в этой ленте обычную мелодраму о юноше, который не выдержал испытания славой, пошёл на сделку с совестью, хотя вроде бы ничего предосудительного, тем более преступного, лично не совершил. Фери просто не осознал, будучи неопытным душой и духом, что в какой-то момент переступил неуловимую грань, за которой начинается нравственное падение. Судьба подбрасывает ему искушения, от которых трудно отказаться молодому человеку, одержимому жаждой жизни, а не одним лишь спортивным успехом. Исподволь, шаг за шагом Фери превращается в некую марионетку, управляемую чужой волей. Добровольный уход в развлечения и его бездумное наслаждение свалившимися как бы ниоткуда жизненными благами оборачиваются в конце концов подлинной драмой, раскаянием за невольное предательство. За всё надо платить - и уже иной ценой. Надеявшийся прожить легко, не нанёсший никому физического урона, Фери сам умер внезапно и случайно - без единой царапины на лице и теле, но с глубоким внутренним шрамом, губительным для нравственно неразвитой личности, не способной сохранить в житейских перипетиях свой редкостный талант. Человек умирает, когда не чувствует в себе сил и воли для продолжения жизни.

Картину Зако Хескии вполне можно было бы назвать «болгарским «Конформистом», хотя лента Бернардо Бертолуччи намного глубже по мысли и художественно оригинальнее. Тем не менее и фильм «Без царапины» привлекает своей печальной интонацией в рассказе об эпохе нравственных переломов и общественно-политических травм. Нельзя не отметить искреннюю игру молодого Георги Стайкова в главной роли, подававшего большие надежды в те годы (параллельно снялся в картинах «А теперь куда?» и «Вчера»). В несколько необычном качестве предстала наша актриса Марина Неёлова, сыгравшая Клару, любовницу Фери из «высшего общества».