Bel Ombre Films, Josy Films, Le Studio Canal+, Mosca Films, Sans Contrefacon Productions, TF1 (Франция) / Пирамида, 2000 год, 98 минут.
Режиссер Габриель Агион
В ролях: Венсан Перес, Фанни Ардан, Мишель Серро, Жозиан Баласко, Ариель Домбаль.
Новую комедию режиссера Габриеля Агиона «Либертин» (то есть «Вольнодумец»), переведенную довольно плоско, как «Распутник», многие уже сравнивают с работами Питера Гринауэя и Валериана Боровчика. Но в ней нет ни барочного изобилия вещей неистового англичанина, ни грана эротизма поляка во Франции, первооткрывателя жестокого секса. Зато есть постмодернистское (чего стоит попкорн, который жует баронесса, лицезрев порнокартинки!) смешение всего и вся, сделанное наспех и без чувства меры. Прекрасное современное музыкальное сопровождение композитора Бруно Куле только отвлекает от не слишком остроумных реплик героев, каждый из которых солирует как бы в вакууме, не обращая внимание на соседа.
Незамысловатый сюжет спекулирует на интересе зрителя к предтечам Великой французской революции. Один из них - Дени Дидро, удалившийся в роскошное поместье барона Гольбаха, чтобы там нелегально печатать тома своей дерзкой «Энциклопедии», запрещенной для публикации властями и преследуемой церковниками. Кардинал, брат барона, подсылает шпионку, мадам Тербуш, чтобы она соблазнила ведущего либертина и помогла найти подпольную типографию. Идеи для главы «Нравственность» Дидро черпает из полуинтимного общения с мадам, для которой даже позирует обнаженным.
Венсан Перес в роли философа-радикала местами забавен, но ему явно не хватает обаяния и аристократичности Жерара Филиппа, чтобы виртуозно сыграть непростую историческую роль. Как актриса, Фанни Ардан в роли мадам Тербуш более искусна, хотя ее исполнительский набор приемов довольно ограничен. К тому же Ардан явно немолода и, как известно, неохотно раздевается в кадре, что было бы желательно для этого эротического опуса. Поэтому центром фильма становится Жозиан Баласко, сыгравшая роль упитанной баронессы смачно и, как всегда, с раблезианским размахом. Ее гедонистский гимн вкусной и здоровой пище, а также плотским утехам с чернокожими евнухами, бесспорно, найдет отклик в нашей стране, где большинство женщин неумеренны и в еде, и в сексе. Хорош и Мишель Серро в роли занудного католика, неистового борца против «чумы Просвещения», но сценарий, написанный в традициях грубого галльского юмора, явно не дает ему возможности сполна проявить себя.
Типичным образчиком такого пошловатого юмора становится сцена игры Дидро на фортепиано, струны которого подсоединены к хвостикам свиней, испускающих далеко не ангельские звуки. В результате бойкая комедия не превратилась в апофеоз молодости, так как немногие молодые звездочки (Ваина Джоканте и Одри Тоту) оказались на периферии сюжета. А молодым актерам мужского пола достались незначительные роли с гомосексуальными намеками.
Если в «Теще», предыдущей работе режиссера, ставка на ветеранов кино (Катрин Денёв и др.) себя оправдала, то в «Распутнике» она не могла оказаться состоятельной. Ведь удовольствия плоти прежде всего должны доносить до зрителя молодые исполнители, а не такие актрисы, как, например, Ариель Домбаль, сыгравшая похотливую жены манерно и пресно. В результате вместо галантного праздника секса мы получили бессмысленную французскую кутерьму.
|