Хотя главные фестивали года уже позади, российские фильмы продолжают получать премии на других международных киносмотрах. Вслед за Токио, где был награждён одним из призов «Шик» Бахтиёра Худойназарова, теперь настала очередь греческого города Салоники, в котором победу праздновал «Последний поезд» Алексея Германа-младшего, удостоенный главной премии «Золотой Александр». Напомним, что ранее эта картина была особо упомянута членами жюри дебютов на Венецианском фестивале, а также получила приз за режиссуру на «Киношоке» в Анапе.
К сожалению, вокруг этой ленты на родине возник незапланированный скандал. Из-за того, что Гильдия киноведов и кинокритиков России на своём заседании 17 ноября не проявила должного понимания невыгодной ситуации, в которой оказался явно незаурядный фильм молодого режиссёра, чей пресс-просмотр в Москве не состоялся, как планировался, 22 октября, и не согласилась с доводами ряда критиков (в том числе меня), что «Последний поезд» было бы лучше перенести на будущий год. Картину всё-таки включили в список для голосования в номинации дебютов на соискание премии «Золотой Овен». Однако потом Гильдия получила устные и письменные обращения от компании «ПиЭФ» и создателей ленты, просивших рассмотреть её в 2004 году.
И тут Экспертный совет Гильдии совершил вторую ошибку, запоздало согласившись учесть данное пожелание и совершенно не приняв во внимание, что из-за этого пришлось бы вообще проводить повторное голосование, по крайней мере - в номинации дебютов. Пытаясь принять компромиссное решение, после долгих и бурных споров на заседании 28 ноября Гильдия киноведов и кинокритиков была вынуждена, с одной стороны, оставить «Последний поезд» в номинации дебютов, а с другой - предоставить возможность его создателям участвовать в качестве претендентов на «Золотой Овен» и в 2004 году, но при условии наличия формальных оснований (допустим, если в фильме будут сделаны даже незначительные изменения). В принципе, уже имеется прецедент с картиной «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова, рассматривавшейся Экспертным советом и в 2000, и в 2001 году, поскольку режиссёр заявил о создании новой редакции своего произведения.
Впредь же следовало бы в Регламент «Золотого Овна» записать положение о том, что производящие и прокатные компании обязаны в срок устраивать пресс-просмотры в Москве, если они действительно хотят, чтобы та или иная лента была увидена наибольшим числом критиков и журналистов, а потом на равных участвовала в голосовании. Иначе получается, что о существовании прессы авторы фильмов вспоминают только тогда, когда подходит пора вручения премий.
Кстати, церемония награждения «Золотыми Овнами» по итогам 2003 года состоится 3 декабря в Центральном Доме кино.
|