2 сентября родился великий русский комик Евгений Леонов, который внес огромный вклад в развитие национальной культуры. Его до сих пор помнят и любят.
Евгений Леонов родился в 1926 году в обыкновенной московской семье. Его родители работали на авиазаводе – отец инженером, мать табельщицей. Сам Евгений в те годы бредил авиацией и хотел продолжить карьеру отца. После седьмого класса, когда началась война, он поступил на завод учеником токаря и сдал экзамены в Авиационный техникум. Неожиданно в техникуме он увлекся художественной самодеятельностью. Увлекся так сильно, что на третьем курсе поступил на драматическое отделение Московской театральной студии, которой руководил Р.Захаров, известный балетмейстер Большого театра.
Закончив в 1947 году обучение, Леонов был принят в Московский театр Дзержинского района. Там он сыграл роль Кольки в спектакле «Ровесники». Однако уже спустя год театр расформировали, и на его месте создали Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого стал Владимир Федорович Дудин. Молодых актеров приняли в новый театр, но долгое время не доверяли главных ролей. Леонову приходилось играть лишь в массовке (например, денщика в «Трех сестрах» или колхозника в «Тиши лесов»).
Зато в то же время у Леонова начинается карьера в кино. Первые свои эпизодические роли он сыграл в 1949 году: в фильмах режиссера Владимира Немоляева «Счастливый рейс» и «Карандаш на льду».
Постепенно у актера стала налаживаться театральная карьера. В 1954 году он сыграл знаковую для себя роль Лариосика в знаменитой булгаковской пьесе «Дни Турбинных». Эту роль он получил из рук легендарного мхатовского «кузена из Житомира» - Михаила Яншина, который и поставил в театре Станиславского этот спектакль. Спустя год вышла драма Иосифа Хейфица «Дело Румянцева» и приключенческий фильм Александра Столпера «Дорога». В обоих случаях это были действительно сложные и интересные роли. Но настоящий звездный час для Евгения Леонова наступил в 1961 году, когда на экраны вышла комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс». В этой картине актер сыграл скромного буфетчика Шулейкина, волей судьбы выдающего себя за укротителя тигров. Леонов играл блистательно, с наслаждением, не боясь откровенного фарса, в то же время оказавшись трогательным в своем наивном простодушии. Именно эта роль принесла актеру поистине всенародную славу, в одно мгновение превратив его в самого любимого комедийного актера советского кинематографа.
За этим последовало множество хороших работ как в кино, так и в театре. Вышли фильм «Донская повесть», «Тридцать три», «Зареченские женихи», «Фокусник», «Не горюй», «Зигзаг удачи». В театре Борис Львов-Анохин поставил спектакль «Антигона», где Леонов всех поразил ролью царя-тирана Креонта. Но свои самые знаменитые роли Леонов сыграл все-таки в 70-е годы. С разницей в два года на советские экраны вышли фильмы «Белорусский вокзал» и «Джентльмены удачи», два шедевра отечественного кино, в каждом из которых Евгений Леонов создал невероятно выразительный и неповторимый образ. В 1972 году ему присваивают звание народного артиста РСФСР.
В последующие годы Леонов много и активно снимался. В прокат выходили такие фильмы с его участием, как «Обыкновенное чудо», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Кин-дза-дза», «Убить дракона», «Паспорт» и другие.
Последние годы Леонов работал в популярном московском театре «Ленком», где он сыграл чеховского Иванова, Вожака в «Оптимистической трагедии», и последнюю свою роль – Тевье, молочника в «Поминальной молитве». «Эта роль обрела характер прощания и заповеди, - сказал в одном интервью Марк Захаров, постановщик этого спектакля. - Он умер, собираясь на этот спектакль, и потрясенные зрители не возвратили билеты в кассу театра. С зажженными свечами они несколько часов простояли у входа в театр... Потеря его была страшным, трагическим ударом, она пробудила в нас мысль о счастливых мгновениях, которые подарил московскому Ленкому, российскому театру и кинематографу Великий русский артист».
Евгений Леонов скончался 29 января 1994 года. Актера похоронили на Новодевичьем кладбище.
|