President Films (Франция) /Cоюз-видео, 1989, 135 минут.
Режиссер Бертран Тавернье
В ролях: Филипп Нуаре, Сабина Азема.
Эта своеобразная картина стоит несколько особняком в творчестве плодовитого французского режиссера-реалиста Бертрана Тавернье, ибо он в ней довел до абсурда свою тягу показывать жизнь как она есть, не прибегая к ухищрениям фантазии и вымысла. Действие ленты неспешно разворачивается в 1920 году, незадолго до помпезного открытия памятника Неизвестному солдату, герою кровопролитной первой мировой войны. Майор Делаплейн возглавляет специальное военное подразделение, призванное помочь родственникам пропавших без вести солдат (а таких, если верить фильму, было около 350 тысяч из общего числа 1,3 миллиона французов, погибших на фронте) найти останки по косвенным уликам - медальонам, кружкам и т.п. Когда-то в районе деревни Гризакур в туннеле подорвался санитарный поезд, да и еще сейчас местные крестьяне находят в поле неразорвавшиеся фугасные бомбы. Делаплейн руководит поисками, которые далеко небезопасны и при этом с иронией относится к патриотической миссии из Парижа, к сооружению монумента победы. Также поначалу с неприязнью он встречает и богатую француженку Ирен, сорокалетнюю родственницу парламентария, разыскивающую своего погибшего мужа, с которым у нее до войны были довольно формальные супружеские отношения. Вскоре майор проникается к Ирен сильной страстью. Однако пытаясь ей помочь, он с удивлением обнаруживает, что того же «мужа» разыскивает молодая учительница Алис, которая даже не подозревала, что ее обаятельный жених был женат на Ирен.
В фильме много интересных вставных номеров( вроде музыкального выступления пацифистки из Парижа), он безжалостно разоблачает бездушие и цинизм крупных военных чиновников и генералов, для которых солдаты - всего лишь пушечное мясо. Но для массовой публики лента может показаться занудным экзерсисом, очередным сочинением на порядком избитую тему патриотизма. К тому же роман Ирен и майора лишен привычных романтических штампов, а интеллектуальная манера игры Сабины Аземы (Ирен) не слишком впечатлит зрителя, привыкшего видеть в кино бешеные страсти и сильные эмоции. Тем не менее выразительные сцены «пейзажа после битвы» искупают эти недостатки, а органичная игра Филиппа Нуаре (Делаплейн), любимого актера Тавернье, как всегда, совершенна даже в мелочах. К тому же фильм повествует о событиях, не слишком известных в России, которая долгие годы страдала эксцессами квасного патриотизма не меньше, чем рациональная Франция в начале века.
|