Рыдают герои "мыльных опер", очередной раз столкнувшись с коварством судьбы, всхлипывают от жалости к ним, прилепившись к экранам телевизоров, сплоченные многомиллионные ряды страстных поклонников этого жанра, наконец, утирают слезы критики, даром расходующие свое время и красноречие в попытке доказать зрителям, что перед ними отнюдь не образчик высокого мастерства, а как бы совсем "наоборот"... Однако многолетняя борьба между поборниками серьезного искусства и теми, кто отдает предпочтение утешительно-слезливым лентам, пока что неизменно заканчивается в пользу последних.
В чем же причина столь стойкой и непреходящей любви зрителей к "Есениям", "Зитам и Гитам", "Рабыням Изаурам"? Неужели дело только в дурном вкусе огромного количества людей, или подлинная причина кроется гораздо глубже? На этот вопрос не раз пытались ответить самые пытливые умы человечества, но, увы, пока природа привязанности к трогательным историям с непременным "хэппи-эндом", при всей внешней простоте решения остается неопознанной "терра инкогнита". Быть может, разгадка скрывается в неизбывной сентиментальности души русского человека, его тяге к цыганщине, когда в перезвоне гитарных струн и звоне монист "высокие страсти" рвутся в клочья... Но ведь жанр мелодрамы пользуется не меньшей популярностью и в других странах, включая холодную Скандинавию и туманный Альбион (Кстати, самая плодовитая писательница в мире, автор сотен душещипательных дамских романов Барбара Картленд - родом из Англии).
Не надо быть "семи пядей во лбу", дабы вычислить некоторые закономерности, которые и определяют массовый успех мелодрам, ибо, о чем бы ни шла речь - об индийском ли фильме, мексиканской "мыльной опере" или испанской ленте, в основе сюжета каждого из этих произведений лежит старая добрая мелодрама со всеми законами и принципами этого жанра.
Есть несколько избитых, но никогда не надоедающих зрителям сюжетов, которые повторяются из книги в книгу, из фильма в фильм, но именно они по-прежнему заставляют в испуге биться (особенно ближе к развязке) нежные сердца почитателей мелодрамы. А ну как на этот раз Золушка останется без богатого и прекрасного принца, или родители так и не найдут своего потерявшегося ребенка, а добрый юноша, случайно преступивший закон, не осознает всей глубины своего падения и не исправится в миг... "Вдруг", "неожиданно", "случайно" -- вот главные пружины развития действия.
Кроме того, желательно, чтобы история разворачивалась в шикарных интерьерах или на крайний случай -- на фоне прекрасных пейзажей. Положительные герои и героини просто обязаны быть неотразимыми красавцами и красавицами, постоянно демонстрировать роскошные туалеты. И даже если по ходу действия героиня поначалу бедна, то и лохмотья на ней должны выглядеть эффектно и живописно, выгодно подчеркивая прелести девичьего тела.
Ну, а дабы зрители не утруждали себя особыми раздумьями на тему "кто есть кто" - все отрицательные персонажи сразу же обнаруживают всю пакостность и мелочность своей натуры, априори не способны на хорошие поступки. А посему их смерть или неизбежное наказание в финале воспринимаются всеми по ту и эту стороны экрана с огромным облегчением и удовлетворением. Пожалуй, лишь близким родственникам героев, совершившим некоторые ошибки и оплошности, позволено в конце исправиться и вымолить прощение.
Словом, все это напоминает детскую игру, когда правила одинаково хорошо знакомы и авторам картин, и зрителям, но играть все равно никто не устает. И здесь мы, быть может, подходим к главному: причина особой любви к мелодрамам, пожалуй, уходит корнями в детство, в мир трогательных сказок, где все просто и ясно -- есть хорошие и плохие персонажи, они сражаются между собой, но справедливость обязательно восторжествует, Зло будет наказано, а Добро вознаграждено.
В отличие от реальной жизни, где бедные, но добродетельные простушки далеко не всегда встречают благородного и богатого красавца, а нищие юноши почему-то крайне редко получают наследство вовремя отправившегося на тот свет престарелого родственника, в волшебном иллюзорном мире кино все складывается просто замечательно - "девушка по вызову" выходит замуж за миллионера ("Красотка"), чернокожая и не очень красивая няня покоряет сердце своего нанимателя и его строптивого ребенка ("Коринна, Коринна"), рабыня обретает свободу и богатство ("Рабыня Изаура), безродная цыганка оказывается отпрыском благородной семьи ("Есения"), а талантливый бедняк становится знаменитым и популярным ("Танцор диско")... И миллионам обиженных жизнью людей, порой живущих в беспросветной нищете и отчаянии, так хочется верить, что счастье улыбнется также и им - откроется дверь, и войдет ОН или ОНА, на улице обнаружится кошелек с деньгами, а случайно найденный лотерейный билет, конечно же, окажется выигрышным...
Да, можно бесконечно говорить об отрицательном воздействии мелодрамы, ее оторванности и от подлинного искусства, и от реальной жизни с ее непридуманными проблемами, наконец, твердить о воспитании зрителей в духе пассивного ожидания чуда, но признаем очевидное - для многих людей уход в мир иллюзий и сказки является едва ли не единственной радостью в жизни. Так можно ли им отказать в этом!? Главное - нужно ли это?! В конечном итоге, большинство мелодрам защищают традиционные моральные ценности, пропагандируют лучшие человеческие качества, воспевает идеалы добра и красоты. И позволим себе высказать мнение, что вред от подобного рода картин, право же, неизмеримо меньше, чем от неоправданно кровавых, "чернушных" лент.
Можно упрекать поклонников данного жанра в дурном вкусе, нежелании размышлять, стремлении к упрощению. Но справедливости ради, признаем - "развлекательно-отвлекательную" функцию мелодрама выполняет как нельзя лучше. А в наш беспокойный век это немаловажно. Впрочем, время здесь не имеет значения. Ведь писал же великий Пушкин: "смех, жалость и ужас - суть три струны нашего воображения..."А именно на этих "китах" и держится успех мелодраматических произведений. И долговечность, непреходящая любовь зрителей доказывают, что этот жанр поистине бессмертен.
Посему не будем хулить поклонников подобного рода лент, а весь пафос критики обратим лишь против тех, кто в погоне за дешевизной зачастую покупает для проката далеко не лучшие образчики жанра. И то, что, на смену индийским мелодрамам, царившим на наших экранах в 50-80-е годы, сегодня пришла бесконечная череда телевизионных "мыльных опер" родом из стран Латинской Америки, Австралии и Америки, никоим образом не изменило сути дела. Хорошая, профессионально сделанная мелодрама - по-прежнему редкий гость на наших экранах. А жаль, ибо в этом жанре за многолетнюю историю мирового кино сделано немало интересного. И потому, когда критики сетуют на дурной вкус аудитории, гораздо больше претензий надо предъявлять тем, кто этот вкус формирует, предлагая вниманию зрителей бессюжетные, бессмысленные и бесконечные сериалы о "роковых наследствах", "просто Мариях", "девушках по имени Судьба" и о "богатых, которые тоже плачут" Впрочем, как уже выяснилось, плачут не только богатые. Плачут все...
Ирина Звегинцева
|