Вновь возвращаясь к свершившейся катастрофе в США, после которой многое в реальной жизни и в кинематографе стало восприниматься уже в ином свете, всё-таки хочется понять логику ответных мер американского правительства, готового с лёгкостью развязать третью мировую войну ради удовлетворения своих поколебленных амбиций.
После того, как в Америке случились трагические события 11 сентября (кстати, заметил ли кто-либо совпадение по дате с военным переворотом в Чили в 1973 году, инициированным не без участия ЦРУ), стало уже общим местом повторение очевидной мысли, что Голливуд сам накликал беду, а террористы, нанесшие шокирующие удары по Нью-Йорку и Вашингтону, тщательно готовили свои операции не без влияния американских фильмов. Сейчас ФБР даже предупредило Голливуд, что следующая атака может состояться в отношении именно него - тогда поистине воздастся кинематографистам за опасные пророчества!
В последние годы ХХ века штатовские ленты особенно рьяно живописали космические («Армагеддон» и «Столкновение с бездной»), инопланетные («День Независимости») и вполне земные угрозы из доисторического прошлого («Годзилла»), не забывая и одиноких безумцев с их планами захвата США, конкретно - Нью-Йорка («Осада»). Но поневоле хотелось обвинить заокеанских кинематографистов в явном американоцентризме, своеобразном «пупизме», то есть в желании выдать Америку за «пуп земли». По фильмам ведь так и получалось, что всевозможные твари и людские создания лишь спят и видят, чтобы как-то навредить этой могущественной стране, посеять там панику и ужас.
Когда же подобное случилось на самом деле, это выглядело не только перенесением киношных кошмаров в реальную жизнь, но и - что неизмеримо страшнее - продемонстрировало всему миру ещё более «неправдоподобный» (разумеется, по голливудским стандартам) сценарий развития событий. Ведь в кино спасение обязательно являлось благодаря доблестным американским парням, которые, побеждая захватчиков на своей территории, заодно избавляли от краха земную цивилизацию. Увы, в действительности не нашлось места подвигу бравым янки! Напротив, обнаружилась уязвимость и беспомощность великой державы перед некими «неуловимыми мстителями», которые похлеще экранных злодеев различных мастей. Изначальная анонимность и лёгкая проникаемость зла, что называется, в самое сердце Америки отныне поставило под большое сомнение всю голливудскую мифологию, кропотливо создававшуюся десятилетиями.
Первым звонком о неблагополучии в системе навязываемых ценностей был взрыв административного здания в Оклахома-сити несколько лет назад, когда террористом оказался вообще местный, а не какой-то негодный араб, зацикленный ирландец или неуправляемый русский, которые обычно изображались в качестве потенциальных врагов американского народа. Сейчас же «новый Пёрл-Харбор» (как сразу его окрестили репортёры) хоть и приобрел явно навязанную сверху национальную (арабско-средневосточную) и исламскую направленность, заставил американцев испытать не столько чувство стыда, за которое так просто ответить возмездием, сбросив атомные бомбы на очередные Хиросиму и Нагасаки, сколько состояние полной растерянности относительно природы и происхождения человеческого насилия.
Кто-то уже твердит, что Нострадамус это точно предсказал пять веков назад. Куда очевиднее был бы ответ, что Голливуд накаркал. Но истина, как водится, лежит где-то рядом, хотя за ней придется охотиться, возможно, дольше, чем агенту Малдеру из ФБР в телесериале «Секретные материалы». Уж без сомнения это самое ФБР на пару с ЦРУ убийственно прохлопали общенациональную катастрофу (такого на территории Америки не было никогда!), а потом удивительнейшим образом нашли исполнителей и заказчиков бесчеловечного преступления буквально за несколько дней, как будто лишь ждали команды срочно подыскать «козлов отпущения», чтобы оскорбленная империя устроила в ответ образцово-показательную войну, восстановив свое пошатнувшееся реноме во всем мире.
И тут парадоксально получается, что лучшего примера для подражания, нежели в своем родном голливудском кинематографе, американским защитникам попранной человеческой цивилизации опять же не удастся обнаружить. Американские фильмы последних лет, просто изнывая под непереносимым грузом обязательной политкорректности по отношению к национальным меньшинствам или даже к большим народам других стран, всё-таки изыскивали лазейки для выражения пафосной патриотической идеи о духовном и физическом превосходстве янки над остальными представителями рода человеческого.
Допустим, благодаря ленте «Правила боя» Уильяма Фридкина, по замечательному совпадению показанной у нас на РТР через неделю после взрывов в США, можно точно уяснить, что политики, якобы пекущиеся о судьбе 83 убитых арабов в перестрелке у американского посольства в Йемене, все равно будут посрамлены в суде, где восторжествует правота армейского полковника (к тому же он - афро-американец!), который отдал приказ об уничтожении, спасая своих солдат от озверевшей толпы.
Ну и что с того, что сейчас военные не очень-то рвутся в бой, в отличие от людей из Белого дома, кующих железо, пока горячо, то есть в момент, когда рейтинг президента США с самым низким IQ за всю историю взлетел, наоборот, до небесных высот. Джордж Буш-младший нуждается в собственной «буре в пустыне» ещё сильнее, чем его отец 10 лет назад, когда выдворение войск Саддама Хуссейна из Кувейта смотрелось по CNN как самый захватывающий голливудский боевик (неслучайно американские кинематографисты не сделали напрямую ни одну столь же впечатляющую ленту на данную тему!). Теперь можно разыграть на афганской натуре куда более крупномасштабный спектакль, по сравнению с которым даже 140-миллионный экранный «Пёрл-Харбор», созданный как раз к 60-летию предыдущего «всеамериканского позора», покажется лишь детским лепетом. Уже и Сенат с Конгрессом благословили выделение дополнительных двадцати миллиардов долларов на то, чтобы продемонстрировать «кузькину мать по-американски».
Однако среди дружного хора деятелей Голливуда, возвысивших свой голос в поддержку родного правительства, несмотря на то, что ныне подверглись подчас анекдотической цензуре готовые к выпуску, снимающиеся или вообще не снятые фильмы (в таком случае надо из всех прежних картин изымать кадры с башнями Всемирного торгового центра, а также запретить в них какое-либо упоминание Нью-Йорка!), всё же раздаются вполне трезвые предостережения.
Американский комедиограф Вуди Аллен, между прочим, признанный певец Нью-Йорка, в первую очередь - Манхэттена, находясь в Мюнхене по случаю представления своего нового фильма «Проклятие желтовато-зелёного скорпиона», выразил обеспокоенность тем, какие ответные меры может принять правительство США, желая отомстить террористам. «Никому не станет лучше от того, что американцы нанесут ответные удары со всей военной мощью. Я полностью осознаю тот факт, что надо ответить на эти атаки, но военное нападение должно быть последней мерой, если все другие меры окажутся исчерпанными. И важно найти причины этой ненависти».
А вот с этим-то у американцев, жаждущих эффектной мести, явно ничего не выходит и вообще не может выйти, потому что они и представить не в состоянии, что террор развязал вовсе не Усама бен Ладен, не какие-то страны-изгои, смертельно позавидовавшие сытой и процветающей Америке. Водораздел между человечностью и бесчеловечностью проходит отнюдь не по национально-социальной границе и даже не по национал-социалистской (вспомним, кстати, что нацисты специально подожгли рейхстаг в 1933 году, чтобы утвердить свою диктатуру в Германии), если считать современных террористов своеобразными последователями фашистской идеологии.
И в данной связи так соблазнительно трактовать именно сверхактуально новую картину Тима Бёртона «Планета обезьян» - в прямом сопоставлении с последними проявлениями неоварварства в Америке. Надо признать, что эта дикая акция прошла не столько под лихим лозунгом «Обезьяны атакуют!» (здесь впору скатиться на дискриминационно-шовинистические позиции). Существеннее, что она выявила взаимозависимость между государственным, якобы законным терроризмом США в качестве международного жандарма и лишённым внешней легитимности индивидуально-групповым анархизмом так называемых отщепенцев цивилизации. Ведь и в «Планете обезьян» иерархия отношений обезьян и людей тесно связана с тем, как эволюционируют эти родственные виды. Грубо говоря, вовсе не пришли бы к власти резко модифицировавшиеся приматы, если бы разумные существа это им не позволили сделать, сами теряя контроль над окружающим миром и по-своему деградируя. Регресс - оборотная сторона прогресса.
И то, что в настоящий момент, в начале XXI века (кстати, действие в «Планете обезьян» датировано 2029 годом) самая высокоразвитая и супертехнологическая страна мира оказалась совершенно беспомощной перед разрушительными выпадами террористов, подтверждает: всё решает только человеческий фактор или, если хотите, обезьяний. Процесс расчеловечивания приходит на смену разобезьяниванию, о котором долго и упрямо твердил Чарльз Дарвин.
Что касается заявленного в названии лицемерия янки... Давно присвоившая себе почётное звание самой демократической страны мира, денно и нощно заботящейся о правах человека, Америка готова, не задумываясь, уничтожить тысячи невинных людей далеко от собственной территории только за то, что она подозревает одного из «дежурных террористов» в совершении кровавых актов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Между прочим, перманентно мятежный Афганистан, где вроде бы продолжает укрываться Усама бен Ладен, долгие годы подпитывался деньгами и оружием именно из США. Так что всё можно воспринимать согласно пословице: «За что боролись, на то и напоролись». Или же как шутят у нас: «Получи, фашист, гранату!».
|