Dr. T Inc., Sandcastle 5 Prodictions (США), Splendid Medien AG (Германия), 2000 год / Пирамида, 2001 год, 117 минут.
Режиссер Роберт Олтмен
В ролях: Ричард Гир, Хелен Хант, Фарра Фоссет, Лора Дёрн, Шелли Лонг, Лив Тайлер, Кейт Хадсон, Тара Рид.
Все фильмы выдающегося американского режиссера Роберта Олтмена, поставленные им за 33 года работы в кино, отражают не только причудливую историю США, но и являются живой антимифологией американского кино. И в каждом из них Олтмен демонстрирует безукоризненное понимание прихотливой женской души с ее капризами и неврозами. Многие темы, намеченные им еще в квазифеминистской ленте «Три женщины» (1977), нашли свое отражение в новой романтической трагикомедии о внезапном кризисе в жизни преуспевающего гинеколога Салливана Трэвиса из Далласа. Его неожиданно (но только на поверхностный взгляд) играет Ричард Гир («Красотка»), актер исключительного обаяния, умеющий, как истинный буддист, когда надо держать в кадре паузу, ставший некогда знаменитым благодаря исполнению роли мужчины по вызову в «Американском жиголо» (1980).
Друзья по охоте и гольфу, очень модному ныне спорту, называют Трэвиса ласковым женским именем Салли. И это неслучайно, ибо он не только боготворит женщин на работе и в семье, но и сам превратился в женственного и пассивного вуайериста. Округлая лунка для гольфа символически заменяет женскую вагину, а процесс стрельбы на охоте - элементарный половой акт. Поэтому у жены Трэвиса (Фарра Фоссет, телезвезда «Ангелов Чарли» 70-х годов) от общения с ним поехала крыша (впала в регрессию и детство) - и однажды она в супермаркете «Годива» к удивлению состоятельных обывателей искупалась полностью обнаженной в фонтане. Отправив жену в психушку, Салли переключился на Бри (Хелен Хант, лауреатка «Оскара» за роль в ленте «Лучше не бывает»), мужеподобную, несмотря на пышные формы, бывшую профессиональную гольфистку, ныне являющуюся инструктором в гольф-клубе. Она легко совращает мягкотелого Салли, властно увлекая в спальню, а позже хладнокровно бросает, когда он по глупости признается в любви и желании жить вместе. Не лучше обстоят дела и у дочерей Трэвиса (Ди Ди и Конни), и у младшей сестры Пегги (Лора Дёрн), переехавшей после развода с мужем с тремя крошками к нему в дом. Ди Ди (новая звезда Кейт Хадсон) меняет, шутя, жениха на подружку-лесбиянку (Лив Тайлер), доказывая, что и в ее половом воспитании не все было ладно.
Не меньшее потрясение (от возможного вторжения разъяренных вакханок-посетительниц) Салли постоянно испытывает в своем рабочем кабинете гинеколога. Эту обезумевшую толпу невротичек не может сдержать даже беззаветно преданная, хотя и суетливая секретарша (Шелли Лонг), попивающая тайком по вечерам в одиночестве винцо и мечтающая о связи с обаятельным душкой-шефом. А он лишь с отвращением бросает мимолетный взор на ее обнаженные бедра, когда секретарша, расчувствовавшись, приняла вежливые знаки внимания за половое влечение. Впрочем, бурные чувства выказывают в фильме исключительно пациентки в приемной: от женщины в климаксе до невротички, находящей у себя разом все несуществующие болезни. Все женщины у Олтмена, как обычно, вызывают целую гамму эмоций: от плохо скрытого презрения до восхищения их витальностью и кошачьей живучестью. Поэтому финальные кадры, когда раздавленный коловращением жизни Трэвис принимает роды в забытой богом мексиканской деревушке, совсем не шокируют.
Когда-то героиня фильма «Три женщины» по имени Пинки (то есть Розовая) стала причиной смерти ребенка художницы при ее родах и взяла на себя несвойственные мужские функции. Теперь же феминизированный Салли вынимает комочек плоти из разверстой лунки-вагины женщины, чье лицо мы так и не увидим, но которая как бы олицетворяет всех женщин сразу. Зато вагину режиссер покажет дважды и крупным планом. Если в «Готовом платье» режиссер демифологизировал (выставив голыми группу манекенщиц) мир моды, то в этой ленте он окончательно лишает покрова тайны процесс рождения. Неслучайно рождение ребенка происходит в первобытной глуши, куда был занесен автомобиль Трэвиса после тропического ливня, а не в Далласе, где был убит Джон Кеннеди, отец-реформатор консервативной Америки. От него на шоссе Далласа остался лишь белый крестик - знак, отмечающий место, где президента США настигла пуля, что всегда охотно демонстрируется зевакам-туристам.
Роберт Олтмен дважды в 70-е годы переживал триумф, когда демифологизировал войну в «MASH» (1970) и выборы в «Нэшвиле» (1975). После творческих полуудач в 80-е годы он вновь обрел второе дыхание в «Игроке» (1992) и особенно в «Коротком монтаже» (1993), развив до виртуозности свою приверженность к многофигурным композициям. Его «ученик» Пол Томас Андерсон в «Магнолии» завершил все сюжетные линии сценой «ливня из лягушек». Парадоксально, но Олтмен тоже монтирует в финале фильма «Доктор Т и его женщины» несостоявшуюся свадьбу Ди Ди с ливнем, символически очищающим героя от его предубеждений и лживых иллюзий. Вряд ли правоверно считать этого режиссера этнографом, просто он умеет за незначительными банальными ситуациями своих поздних фильмов передать главное - укорененность чувства вины жертв идеологии потребления в подсознании общества, сформированного протестантской этикой; искусственность образа жизни среднего класса современной Америки. И даже в этом далеко не лучшей работе мудрый автор остается верным себе и своим любимым темам.
|