Югославия-Франция/ Пирамида, 1998 год, 98 минут.
Режиссер Горан Паскалевич
В ролях: Мики Манойлович, Лазар Ристовски, Мирьяна Йокович, Сергей Трифунович.
О ЧЕМ:
Картина, удостоенная премии ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма на престижном МКФ в Венеции, предвосхитила напряженную ситуацию на Балканах, приведшую год спустя к безумной войне. В фильме представлена дюжина необычных персонажей, причудливо переплетающихся в бурном жизненном потоке и одержимых насилием ради насилия. Но в отличие от героев «Криминального чтива» (сравнение с ним неизбежно), они и не пытаются внести в свою абсурдную жизнь хоть какой-то смысл, пусть и индивидуальный. Поэтому фатально гибнут от гранаты случайно встретившиеся в поезде попутчики: он, только что зарезавший своего лучшего друга (изменявшего с его женой) и она, недавно потерявшая своего любимого на войне. Герои фильма не способны на сострадание. Они, как дикобразы Шопенгауэра, колются иглами при интимном контакте друг с другом. На беспричинное насилие отвечают очередными взрывами неконтролируемого гнева. Герои ощущают себя геморроем на заднице проклятого мира. Вернувшемуся из дальних вояжей сербу хочется произвести впечатление на бывшую возлюбленную, но во время красивого жеста-посвящения он нелепо гибнет от руки ее нового возлюбленного, не желающего играть с соперником по честным европейским правилам. Славянская удаль и зависть к ближнему, месть за социальную неполноценность и бесшабашность причудливо представлены в характерах отчаявшихся героев, живущих исключительно настоящим.
ВЛИЯНИЯ И АССОЦИАЦИИ:
Традиции черного югославского фильма 60-х годов с его социальным пессимизмом умело сочетаются с формальным изяществом картин школы Квентина Тарантино. Рваная мозаичная структура построения сюжета прекрасно передает хаотичность и непредсказуемость жизни на Балканах. Собирательной метафорой событий фильма становятся выступления трансвестита в кабаре «Балканы» в начале и конце картины.
ДОСТОИНСТВА:
Бесспорный шедевр, который, как говорят, только благодаря проискам режиссера Эмира Кустурицы не участвовал полноценно в венецианском конкурсе. По мнению критиков в анкете отечественного журнала «Фильм», вошел в число лучших зарубежных лент 1999 года, а некоторые даже назвали самой лучшей. Умело скомпонованные эпизоды рисуют жуткую картину проклятой страны, для обитателей которой лишь смерть является единственным, хотя и нежелательным выходом из бесконечного тупика. Ведь когда ослаблена пассионарность народа, остается лишь экзистенциальное отчаяние.
НЕДОСТАТКИ:
Практически отсутствуют, что довольно неожиданно, если учесть, что после плодотворных 70-х годов режиссер ничем особенно не блистал и снял недавно довольно посредственную ленту «Чужая Америка». Пожалуй, лишь финальная новелла с «распятием» непутевого молодого героя несколько уступает в драматизме другим эпизодам. Кроме того, визуально фильм снят в реалистичной манере, поэтому при повторном просмотре его воздействие уже не столь сильное.
|