ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич (31.10.1922, город Вязьма Смоленской области - 5.08.1987, Москва), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1973). Снимался в кино еще подростком. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 окончил ГИТИС. Играл в Клайпедском русском драматическом театре, с 1948 года в Московском театре Сатиры. Вкус актера к широкому спектру комедийных ролей (от эксцентрики до трагикомедии) позволил Папанову стать одним из ведущих мастеров этого театра, в котором он проработал почти 50 лет. Известностью пользовались спектакли «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор», «Гнездо глухаря».
Кинематограф долго не замечал этого актера - вплоть до начала 60-х годов. Папанов первоначально стал выступать в привычном комическом амплуа («Человек ниоткуда», «Порожний рейс», «Приходите завтра», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Золотой теленок», «Бриллиантовая рука»), создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы.
Но резкий и для многих неожиданный прорыв актера к истинной драме внешне невозмутимого и невероятно стойкого человека, генерала Серпилина, перенесшего немало испытаний до и во время войны, произошел благодаря военной дилогии «Живые и мертвые» (1964, Государственная премия РСФСР, 1966) и «Возмездие» (1969). Этот опыт непростого постижения многопланового характера помог Папанову в дальнейшем исполнить еще несколько драматических ролей современников в фильмах «Наш дом» (1965), «Иду на грозу» (1966), «Белорусский вокзал» (1971), «Разрешите взлет!» (1972), «День приема по личным вопросам» (1974). Новым достижением актера в кино оказалась работа, опять связанная с прошлым - «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987, Государственная премия СССР, 1989, посмертно), в которой он убедительно сыграл бывшего фронтовика, прошедшего через Гулаг и не утратившего веру в понятия чести и справедливости.
Папанов также интересно выступал в трагикомическом («Виринея», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства») и лирико-драматическом амплуа («Дети Дон-Кихота», «Отцы и деды», «Время желаний»), в экранизациях произведений А.П.Чехова («В городе С.», «Семейное счастье», «Плохой хороший человек»). Особую популярность до сих пор имеют многие озвученные им роли в анимационных лентах, прежде всего эксцентричный образ Волка-хулигана в серии «Ну, погоди!».
|