Ренни Харлин - финский крепкий орешек

Кто бы в мире знал очень высокого (рост - 193 см), со светлыми волосами до плеч, простого финского парня Лаури Мауритца Харьолу из городка Риихимяки, родившегося 15 марта 1959 года и с детства увлекавшегося кино, снимавшего любительские фильмы, если бы... Ох, уж это сказочно-фантастическое «если», мгновенно меняющее судьбу и возносящее человека на вершины успеха!

Первый шанс выпал на долю Лаури Харьолы, принявшего чуть американизированный псевдоним Ренни Харлин, когда в 1985 году он написал сценарий и взялся за постановку финско-американской ленты «Рожденные американцами». Пользуясь малым бюджетом, рассказал вроде бы житейскую историю (но все-таки из разряда гипотетических) о том, как трое американских студентов, оказавшись во время каникул на границе Финляндии и России, шутки ради пересекли незримый рубеж - и словно попали в мир социально-фантастической антиутопии, став жертвами коммунистического диктаторского режима. И ведь Харлин, можно сказать, успел в самый последний момент, заскочив на подножку уже уходящего поезда - его фильм был с опаской встречен в Финляндии, не желавшей ссориться с грозным восточным соседом, поскольку тогда только объявленная в СССР перестройка казалась лишь временной косметической мерой по созданию более благоприятного образа «социализма с человеческим лицом».

27-летний постановщик немедленно был приглашен в Америку, но вновь на малобюджетный проект «Тюрьма», в котором присутствовал уже более явно выраженный элемент мистической фантастики - призрак заключенного, казненного 20 лет назад, возвращается, чтобы отомстить своему охраннику. В целях экономии денег и ради создания эффекта максимального правдоподобия даже в такой придуманной истории режиссер снял картину в реальной тюрьме в штате Вайоминг, на севере США, то есть по-прежнему в близком для себя климатическом районе. А уже закрепившись на заокеанской территории, мог дальше смело отправляться в глубь Америки, также завоевывая ее массовую аудиторию своими блокбастерами, стоимость которых росла в геометрической прогрессии, исчисляясь уже суммами в $65-70 млн., как, например, «Крепкий орешек 2» и «Скалолаз» (их кассовые сборы по миру составили соответственно $237,7 млн. и $255 млн.).

Справедливости ради надо сказать, что вторым шансом в карьере Ренни Харлина, которым надо было непременно воспользоваться, оказалась четвертая серия «Кошмара на улице Вязов», среднебюджетная по затратам, но резко повысившая популярность этого цикла, начинавшего, кажется, выдыхаться. Кассовые сборы ленты с подзаголовком «Хозяин снов» составили в США $49,4 млн., что стало лучшим результатом всей «крюгериады». Сюжет о кровавых похождениях Фредди Крюгера здесь модифицируется в абсолютно условную, фантастическую, феерическую картину с невероятными превращениями при помощи сложного грима, визуальными и компьютерными эффектами, с элементами комиксов. И фильм уже не кажется страшным, кошмарным, поражая прежде всего необычностью, экстравагантностью снов.

Вот именно после этой лихой операции по очередному оживлению «неумирающего убийцы» режиссера Харлина точно запомнили - и поэтому предложили сделать примерно то же самое («переплюнуть предшественников») в продолжении «Крепкого орешка», которое первоначально имело подзаголовок «Орешек еще крепче», потом оставшийся только в качестве рекламного слогана.

Правда, работоспособный финн успел до этого поставить еще одну ленту «Приключения Форда Ферлейна» - о «рок-н-ролльном детективе», который распутывает запутанную интригу с убийством певца и расправляется с силами зла, представленными, в частности, коварным персонажем Роберта Энглунда, словно и не поменявшего свое амплуа Фредди Крюгера, если... Если опять же не заметить, что все подано в несерьезном, иронически-пародийном, розыгрышно-комиксовом ключе, поскольку и главный герой - это придуманный для комиксов образ современного Дика Трейси в «панковско-трэшовом» преломлении. Постановщик повеселился вдоволь, реализуя склонность к фантазийно-видеоклипному мышлению, стремительному, но несуразному развертыванию нагромождающихся событий, а также легкость и незамысловатость манеры в столь «стильной вещице». Это тоже соответствует запросам современной публики, охочей на что-то экстравагантное, хотя ни в коем случае не мудреное.

Кроме того, на примере финна Ренни Харлина можно убедиться, что зрелищное американское кино, созданное «киновундеркиндами» Джорджем Лукасом, Стивеном Спилбергом и их поколением режиссеров, перестало быть прерогативой выходцев из Америки, а распространившись по свету и оказав безусловное влияние на мировой кинематограф, утверждается благодаря усилиям и тех, кто в поисках приключений приехал в США из других стран. Подумать только! Вторая серия крутого боевика «Крепкий орешек» почти вдвое превысила по сборам его первую часть. Казалось бы, в ленте Харлина еще меньше логики и правдоподобия. Лейтенант нью-йоркской полиции Джон Макклейн играючи доказывает, что «и один на летном поле воин», побеждая банду политических террористов, задумавших освободить латиноамериканского офицера, которого должны доставить на специальном самолете в аэропорт Даллес в Вашингтоне. Бандиты захватывают систему управления полетов в свои руки, угрожая привести к катастрофе все гражданские самолеты, находящиеся на подлете к аэропорту, в том числе тот, в котором летит жена Макклейна. Не тут-то было! Бравый полицейский никому спуску не дает, ловко увертываясь от пуль и взрывов. Зато рекордные для кино 246 трупов и пара сгоревших самолетов понадобятся для того, чтобы зло было наказано, а приехавший в аэропорт Джон Макклейн наконец-то встретил свою жену, конечно, живую и невредимую! Это же просто фантастика!

Будучи затем выбранным для постановки боевика «Скалолаз» с участием Сильвестра Сталлоне, Ренни Харлин должен был помочь ему восстановить пошатнувшееся коммерческое реноме. Долгие, напряженные и не обошедшиеся без приключений съемки в Колорадо и Альпах (в условиях, максимально приближенных к действию, когда актер, боявшийся высоты, сам выполнил 80% сложнейших трюков и однажды даже сорвался со скал) не пропали зря. Двухчасовая история поединка горного спасателя и банды грабителей банка из потерпевшего катастрофу самолета остается, по сути, невероятно растянутым, искусственным клипом - порой опять вопреки всякой логике и на грани фантастики. Cliffhanger (по словарю) - это и «захватывающий приключенческий фильм», и «событие (состязание и т.п.), исход которого волнующе неизвестен до самого последнего момента». Но вряд ли зрители сомневаются, что отважный скалолаз в исполнении Сталлоне все равно обведет преступников вокруг пальца, вдобавок ликвидировав свой комплекс вины за то, что в самом начале не спас в горах близкую подругу (это наиболее драматичная и поистине «клиффхэнгеровская» сцена).

Надо также отдать должное рискованной смелости и несомненной нордической упорности Харлина, который не побоялся после сокрушительного провала в 1995 году его вообще-то увлекательной «пиратской» ленты «Остров Перерезанной Глотки» вновь связаться в кино с водой. Правда, действие «Глубокого синего моря» по большей части происходит под водой, в специальной лаборатории, где проводятся эксперименты над мозгом крупных акул из отряда мако, которые становятся более умными и агрессивными, нападая на ученых и пытаясь вырваться за пределы подводной станции. А в это время над водной поверхностью бушует тропический шторм и терпит катастрофу спасательный вертолет, что угрожает самому существованию «Акватики». Нетрудно заметить уже по сюжету, что «Глубокое синее море» напоминает нечто среднее из «Бездны» Джеймса Кэмерона, «Челюстей» Стивена Спилберга и «Дня Дельфина» Майка Николса, созданного по научно-фантастическому роману Робера Мерля об экспериментах с дельфинами.

Хотя режиссер старался открещиваться от особой фантастичности своего фильма (может, опасаясь сравнения с коммерчески неудачной картиной «Сфера» Бэрри Левинсона, выпущенной полутора годами раньше), напирая на привычный жанр боевика-триллера, в чем он действительно преуспел. Но можно также понять заботу постановщика, стремившегося к правдоподобию и говорившего в интервью: «Я считал своим долгом сделать сюжет и героев абсолютно реальными, как и угрозу нападения акул. В конечном итоге это картина о нас с вами в подобной ситуации».

Пожалуй, особенностью метода Ренни Харлина на протяжении почти 15 лет деятельности в кино является столь странное желание фантастическое сделать реальным, происходящим буквально рядом с нами, а вполне возможное и даже имеющее в своей основе подлинные факты превратить в нечто невероятное по приключениям и совершенно неправдоподобное по сути. Абсолютно выдуманное и то, что уже происходило в жизни, словно меняются местами. И режиссер, конечно, лукавит в связи с «Глубоким синим морем», сделав слоганом вполне метафизически звучащую фразу: «Ты можешь уплыть, но не скрыться».

Конечно, нетрудно догадаться, чем может закончиться подводная эпопея о схватке людей и акул-убийц, кто из героев непременно должен выжить, а кому просто-таки предопределена участь быть съеденным. С неожиданностями тут как раз не встретишься. Тем не менее не может не увлекать безусловная азартность режиссера, которому самому нравится играть в лихую игру с погонями и перестрелками, чему не мешает даже подводная стихия. Вот когда суматошная беготня по отсекам тонущей станции, отчаянные попытки героев вплавь или под водой избежать острых зубов акул приостанавливаются на несколько секунд, и участники смертельно опасной подводной охоты начинают вести между собой разговоры, тем более об ответственности ученых за проводимые эксперименты над животными, тогда очевиднее обнаруживается ходульность и схематичность ряда персонажей. Так что сам Бог велит именно им оказаться в губительной пасти разъяренных хищников.

С другой стороны, есть, вероятно, некоторый перебор в непременно комическом остранении вроде бы безвыходной ситуации. Особенно старается позабавить публику мрачным юмором известный рэп-исполнитель Л.Л.Кул Дж., играющий здесь станционного кока (впрочем, если вспомнить непробиваемого героя Стивена Сигала из крутого морского боевика «В осаде», то даже можно получить особое удовольствие, восприняв персонажа из «Глубокого синего моря» как откровенно-пародийного). Тем не менее стихия приключенческого триллера с вкраплениями фантастики и юмора как раз и позволяет Ренни Харлину не пойти ко дну, а напротив - добиться немалого успеха (во всем мире кассовые сборы составили $164,6 млн.). Получается, что прав обычно придирчивый американский критик Кеннет Туран из «Лос-Анджелес Таймс»: «Единственный в году фильм действия, который правильно снят».

И как не открещивается Харлин от чего-то сверхъестественного, его все равно тянет к ужасам и фантастике (таковы по жанру новые проекты T.R.A.X. и «Отвратительный») или к ситуациям, в которых присутствует «если бы» (был продюсером романтической комедии «Взрыв из прошлого», где герои, просидев 40 лет в убежище, выходят в современный мир - как на другую планету). Да и сам этот «финский крепкий орешек» - чем не пришелец в Голливуде?!

Фильмография Ренни Харлина

1980 - Huostaanotto (в Финляндии) режиссер под именем Лаури Харьолы

1985 - Рожденные американцами / Арктическая жара (Born American / Arctic Heat) Финляндия-США, режиссер и автор сценария

1987 - Тюрьма (Prison) в США, режиссер

1988 - Кошмар на улице вязов 4: Хозяин снов (A Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master) в США, режиссер

1990 - Приключения Форда Ферлейна (The Adventures of Ford Fairlane) в США, режиссер

1990 - Крепкий орешек 2 (Die Hard 2) в США, режиссер

1991 - Неприкаянная роза (Rambling Rose) в США, продюсер

1993 - Скалолаз (Cliffhanger) в США, режиссер и продюсер

1994 - Лишившиеся речи (Speechless) в США, продюсер

1995 - Остров Перерезанной Глотки (Cutthroat Island) в США, режиссер и продюсер

1996 - Долгий поцелуй на ночь (The Long Kiss Goodnight) в США, режиссер и продюсер

1996 - ТВ фильм «Суд без вынесения решения» (Mistrial) в США, исполнительный продюсер

1999 - Взрыв из прошлого (Blast from the Past) в США, продюсер

1999 - Глубокое синее море (Deep Blue Sea) в США, режиссер и не указанный в титрах актер в эпизодической роли

2000 - ТВ фильм T.R.A.X. (в США) режиссер; в работе

2000 - Отвратительный (Abominable) в США, режиссер; в работе

2001 - Чемпионы (Champs) в США, режиссер; проект