КЛИМОВ Элем Германович (р. 9.7.1933, город Сталинград, ныне Волгоград), российский кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Окончил в 1957 году Московский авиационный институт, в 1964 - ВГИК (мастерская Е.Л.Дзигана). Уже в студенческой работе «Жиних» (1960) проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из «Октября» С.М.Эйзенштейна) вполне в духе автора теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.
Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина, предложенный Иваном Пырьевым, тогдашним худруком одного из объединений «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высокого начальства. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя - от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974-81, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 году - история борьбы Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство царского кумира Григория Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы исторической хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории. Но с другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения "порочного старца", новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973 года) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных (порой метафорических, сопоставимых с эйзенштейновскими из "Октября") моментов, то в последней редакции 1981 года неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу - кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича - не менее нервно звучащий Альфред Шнитке).
Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 году в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама атмосфера советского общества застойных лет всё явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Климову в последующий период. Документальная лента «Лариса» (1980, спец. приз на МКФ в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина «Прощание» (1982, выпуск - 1984, по «Прощанию с Матерой» В.Г.Распутина) и прежде всего «Иди и смотри» (1985, главный приз ex aequo и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», - все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера.
Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся как бы в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 году на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшим на этом посту до 1989 года. На экран в 1987 году был вновь выпущен полуопальный фильм «Похождения зубного врача». Режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным - слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположение, что сам Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно.
|