Донской Марк Семенович

(6.03.1901, по другим данным - 1897, Одесса - 21.03.1981, Москва), российский и украинский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1966). Служил в Красной Армии в годы гражданской войны, некоторое время был в плену у белых. Затем изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе. В 1921-25 годы учился на правовом отделении факультета общественных наук Симферопольского университета. Параллельно работал в следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. Написал несколько книг рассказов. В кино - с 1926 года (помощник режиссера, ассистент по монтажу). Поставил с М.А.Авербахом фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), направленные против влияния нэпа на молодежь и отстаивающие новые принципы советской морали. Затем снял самостоятельно несколько лент - «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931). Но привлек внимание новой совместной картиной «Песня о счастье» (1934, с В.Г.Легошиным), в которой обнаружилась одна из сквозных тем Марка Донского: романтически-приподнятое и поэтическое отображение жизни национальных окраин.

В дальнейшем это проявилось в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария - Т.З.Семушкин) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина), в определенной степени и в ленте «Сельская учительница» (1947, Государственная премия СССР, 1948), но с подлинным откровением было воплощено в экранизации рассказа М.М.Коцюбинского - «Дорогой ценой» (1958). За семь лет до «Теней забытых предков» С.И.Параджанова на экране предстал образный мир гуцульских крестьян, богатый истинно поэтическими легендами и сказаниями, проникнутый сгущенной метафоричностью. Картина Донского, совершенно неоцененная на родине, была с восторгом принята на Западе, где она известна под красивым названием «Лошадь, которая плачет». Также гораздо выше, чем у нас, определяется немалый вклад этого режиссера в развитие «неореалистической традиции» в трилогии «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) - за оба фильма Государственная премия СССР, 1941, и «Мои университеты» (1940), созданной по мотивам автобиографической прозы М.Горького. Итальянские неореалисты, открыв для себя эти произведения Донского, считали, что немало у него переняли по части поэтизации обыденной жизни, воспарении от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности. Донской еще трижды возвращался к прозе Горького, создав новую версию «Матери» (1956), великолепную драму «Фома Гордеев» (1959, премия на МКФ в Локарно, 1960) о постепенной потере человеком собственного «я», а напоследок в ленте «Супруги Орловы» (1978) экранизировав ранние горьковские рассказы.

Однако примыкающий тематически и духовно к истории становления личности этого писателя долго вынашиваемый замысел о драматической судьбе его друга и единомышленника (особенно в дореволюционные годы), знаменитого оперного певца Федора Шаляпина, так и остался нереализованным, хотя пару раз проект даже запускался в производство. Для Марка Донского с его страстным темпераментом и неудержимой патетикой шаляпинский мощный народный талант был примерно тем же, чем для Василия Шукшина - разинский свободолюбивый порыв. Интересно, как откликается название романа «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине на одну из хлестких фраз Донского, вынесенной в заголовок картины о нем самом - «Я научу вас мечтать...» (1985) Ю.А.Швырева и Г.Н.Чухрая. Человек и художник, одержимый мечтой и желающий других этому научить во что бы то ни стало, выплескивал эмоции через край, не опасаясь быть обвиненным в своего рода кинокликушестве, когда снимал такие идеологически неистовые фильмы, как «Как закалялась сталь» (1942, по Н.А.Островскому), «Радуга» (1944, по повести В.Л.Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США; Государственная премия СССР, 1946) и «Непокоренные» (1945, по повести Б.Л.Горбатова, премия на МКФ в Венеции, 1946). Но куда подевалась его хлещущая энергия в весьма выдержанной по чувствам и политическим акцентам дилогии «Сердце матери» (1966, Государственная премия СССР, 1968) и «Верность матери» (1967) по повестям З.И.Воскресенской о матери будущего вождя революции. И совсем бледной и вымученной кажется лента «Надежда» (1973) об истории знакомства и женитьбы В.И.Ленина и Н.К.Крупской. Творческий дар, принесенный в жертву властям (любопытно, что в партию Донской вступил только в 1945 году), отомстил его носителю. Подобно горьковскому Фоме Гордееву, режиссер не заметил, как утратил свою идентичность. По иронии судьбы, именно в начале 70-х годов, наряду со званием Героя Социалистического Труда и вторым орденом Ленина, Донской удостоился чести попасть в ряд западных списков лучших режиссеров.