Нидерланды-Бельгия, 1999 год / Партнёр видео фильм, 2001 год, 103 минуты.
Режиссёр Йос Стеллинг
В ролях: Дирк ван Дейк, Эллен Тен Дамме, Лени Бредервельд, Джин Бервутс, Анри Гарсен, Катя Шурман, Кес Принс, Пер Машини.
О ЧЁМ:
Этот фильм довольно неожидан для режиссёра Йоса Стеллинга, всегда отдававшего предпочтение изысканной картинке перед внятным сюжетом, абсурдным героям - перед политической злободневностью, философской символике - перед грубым эпатажем. Действие этой созерцательной ленты происходит в привокзальном кафе в течение одного дня. Все завсегдатаи каким-то образом подталкивают героя фильма Герарда к совершению самоубийства. Но прежде чем совершить этот решительный акт, Герард решается уехать в Италию, где живет его преуспевающий брат-певец. Уехать навсегда, взяв с собою в попутчики местную путану Паулу, в которую он давно и безответно влюблён. Паула обводит вокруг пальца заезжего плейбоя Коби, крадёт у него бумажник и подсовывает Герарду. Появление в кафе брата Герарда, воплощающего представление всех обитателей кафе о сладкой жизни, оказывается слишком запоздалым событием. Впрочем, как и финальный жест скорбящей Паулы, сидящей на полу туалета и гладящей голову мертвого Герарда.
ДОСТОИНСТВА:
Ироничная режиссёрская манера проявилась в деталях, ибо зоркий глаз Стеллинга фиксирует те мелочи жизни, которые обычно остаются за кадром. Это первая попытка постановщика снять разговорный фильм, но при этом герои говорят лишь о пустяках, скорее скрывая свои истинные надежды и тревоги. Словом, на первое место выходит подтекст, как у Эрнеста Хемингуэя.
НЕДОСТАТКИ:
Чисто мировоззренческие, если их можно, конечно, назвать недостатками. Для Стеллинга повседневность неуловима, но она высасывает из персонажей все соки, лишает их права на решительный поступок. Свобода личности может реализоваться лишь в акте самоубийства. Режиссёр отказывает в праве на поступок даже молодым. Юная дочка хозяина кафе способна лишь вызывающими туалетами реализовывать свою спонтанную сексуальность. Но и это невинное желание хоть как-то выделиться из унылого социума встречает неодобрение старших, привыкших тянуть повседневную лямку без жалоб и упований на лучшее. Такой пессимизм во взгляде на человека не знал даже унылый Чехов, не без влияния произведений которого этот фильм снят.
|