Великобритания-Россия, 1998 год, 88 минут.
Режиссер Пол Павликовский
В ролях: Владимир Ильин, Сергей Бодров-младший, Анна Фрил, Анна Каменкова, Леонид Куравлев.
Стрингер по-английски - это всего лишь внештатный корреспондент. Политический триллер признанного документалиста из Польши стал его успешным дебютом в полнометражном игровом кино. Стремление Пола Павликовского снимать Россию 90-х годов в духе «киноправды» и в рваном ритме вызывает симпатию с первых кадров.
Двадцатилетний паренек Вадик (Сергей Бодров-младший) после смерти отца и нового брака усталой матери с унылым обывателем тщетно пытается найти достойное место в современной российской действительности. Снимая на видеокамеру «жареные факты», он пытается стать своим в офисе одной западной телекомпании. Молодую сотрудницу Хелен влечет к Вадику, но новоявленный стрингер для нее лично - лишь средство для лучшего понимания загадочной российской действительности, а по работе - выгодный поставщик сенсаций на потребу хозяев с Запада. Знакомство Вадика со скандальным политиком Яворским (прототипом его в основном стал известный наш деятель, мечтавший некогда вымыть ноги в Индийском океане), казалось бы, даст ему некоторую опору (и замену отца) в быстро меняющейся жизни. Но эта опора иллюзорна, как и покушение, которое организовал на глазах Вадика хитрый популист, страдающий от заметного уменьшения своего влияния на массы. А ведь еще пять лет назад гипнотизировал, как кроликов, 20 миллионов россиян, которые отдали ему свои голоса.
Россия, словно уподобившись любовнице Свете, проскользнула мимо Яворского (филигранно сыгранная роль Владимира Ильина ) на роликовых коньках, оставив умирать беднягу на чертовом колесе, чтобы в последний раз потешить желтую прессу Запада. Ускорение привело к перегрузкам, а они обернулись гибелью. В этих символических кадрах фильм перекликается с поздними картинами югослава Душана Макавеева. А ведь Яворский мог бы стать неплохим хирургом. А оказался всего лишь фигляром, под воздействием анаши имитирующим в компании с Вадиком захват телестанции. В этом сюрреалистическом акте отразилась, как в капле воды, вся абсурдность исповедуемой им популистской политики.
Стрингер же (другое значение- человек, который туго натягивает поверхность теннисных ракеток, по которым прыгают политики - вспомним нашумевших «Прыгунов» английского драматурга Тома Стоппарда) невинен в своей политической нейтральности и является как бы родным братом персонажа Бодрова из «Брата» 1 и 2, вдруг ставшего двусмысленным символом нового русского кино. В финале Вадик благополучно отправляется на грузовичке в Тибет. Уничтожение в себе сильных эмоций - обязанность настоящего буддиста. Но ведь как любил повторять Данила из «Брата»: «что для немца хорошо, то для русского смерть». Уж лучше коротать свое время в психбольнице, как несчастный дружок Костя, из-за которого однажды при взрыве гранаты погибли трое случайных прохожих, чем символически запускать ракеты «Стингер» в бездонную синеву родного неба перед отъездом в мистический Тибет.
|