Разумеется, было бы лучше, если бы подобная ретроспектива прошла на МККФ в 2001 году, когда Григорию Чухраю исполнилось 80 лет. А теперь получилось, что она оказалась, увы, посмертной. Также вызывает удивление, что в программе наличествует новелла “Четвёртый папа”, где играл семилетний Антон Табаков. Тогда-то он точно не имел никакого отношения к семье Чухраев.
“Сорок первый” (СССР, 1956, реж. Григорий Чухрай)
“Баллада о солдате” (СССР, 1959, реж. Григорий Чухрай)
“Жили-были старик со старухой” (СССР, 1964, реж. Григорий Чухрай)
“Память” (СССР, 1969, реж. Григорий Чухрай)
“Клетка для канареек” (СССР, 1983, реж. Павел Чухрай)
“Вор” (Россия, 1997, реж. Павел Чухрай, продюсер Игорь Толстунов)
“Дети из бездны” (Россия-США, реж. Павел Чухрай)
“Защитник Седов” (СССР, 1988, реж. Евгений Цымбал, автор сценария Мария Зверева)
“Четвёртый папа” (СССР, 1968, реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков, в главной детской роли Антон Табаков)
СОРОК ПЕРВЫЙ
Режиссер Григорий Чухрай
СССР. 1956.
В годы гражданской войны в песках Средней Азии сражается с белогвардейцами отряд красноармейцев. У девушки-стрелка Марютки на счету уже сорок убитых врагов. Захваченному в плен белогвардейскому поручику Говорухе-Отроку суждено стать сорок первым, хотя между ним и Марюткой вспыхивает запретная любовь.
Фильм удостоен специальной премии (единодушно) на МКФ в Канне в 1957 году с формулировкой “За оригинальный сценарий, человеческие качества и романтическое величие”.
Во второй экранизации повести Бориса Лавренёва усилен романтический, а главное - чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые вынуждены оставить свой случайно обретенный рай в стороне от исторических катаклизмов и все-таки поддаться влиянию классовых и идеологических предубеждений. Как для отечественных, так и для западных зрителей появление картины о заранее обреченной любви с буквально разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Стриженов и Изольда Извицкая стали своеобразными секс-символами той эпохи, пусть тогда такие определения в СССР вообще не употреблялись.
В советском кинопрокате в 1957 году фильм посмотрели 25,1 млн. зрителей.
Сценарий Григорий Колтунов по повести Бориса Лавренёва
Режиссер Григорий Чухрай
Оператор Сергей Урусевский
Художники Владимир Камский, Константин Степанов
Монтаж Л. Лысенкова
Композитор Николай Крюков
Звукооператор Леонид Булгаков
Производство “Мосфильм”
Актеры Изольда Извицкая, Олег Стриженов, Николай Крючков, Николай Дупак, Георгий Шаповалов, Пётр Любешкин, Даниил Нетребин, Асанбек Умуралиев
Продолжительность 93 минуты, Формат 35 мм, Цветной, Звук Моно, 1956
Григорий Чухрай
Родился 23 мая 1921 года в Мелитополе Украинской ССР. С 1939 года служил в армии, затем воевал, пройдя путь от рядового до командира роты. В 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича, Михаила Ромма). Был ассистентом и вторым режиссёром на Киевской студии художественных фильмов. С 1955 года - постановщик на “Мосфильме”. В 1964-76 - художественный руководитель Экспериментального творческого объединения при киностудии “Мосфильм”. В 1966-70 - руководитель режиссёрской мастерской во ВГИКе. В 1965-91 - секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Лауреат многих международных призов, в том числе Гран-При на Московском МКФ в 1961 году за фильм “Чистое небо” (поровну с “Голым островом” Канэто Синдо), Ленинской премии в 1961 году за “Балладу о солдате”. Народный артист СССР (1981). Лауреат “Ники” в 1994 году в номинации “Честь и достоинство”, приза президента России на фестивале “Кинотавр” в 1996 году за вклад в развитие киноискусства. Умер 29 октября 2001 года в Москве.
1956 - Сорок первый
1959 - Баллада о солдате
1961 - Чистое небо
1964 - Жили-были старик со старухой
1969 (выпуск - 1971) - Память (художественно-документальный фильм)
1977 - Трясина
1979 - Жизнь прекрасна (СССР-Италия)
1984 - Я научу вас мечтать... (художественно-документальный фильм, совместно с Юрием Швырёвым)
БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
Режиссёр Григорий Чухрай
СССР. 1959.
Молодой солдат Алёша Скворцов, преодолев свой страх перед немецким танком, смог подбить его - и в качестве награды за
это Алёше предоставлена возможность съездить на два дня к матери. Однако на пути в родную деревню он не может не принять участие в судьбах других людей, встреченных в дороге, поэтому ему довелось увидеться с матерью лишь второпях. И оба не знали, что больше никогда не встретятся.
Фильм получил множество международных призов, в том числе две премии на МКФ в Канне, главный приз и премию за режиссуру на МКФ в Сан-Франциско, призы “Давид” Донателло” и “Серебряная лента” за лучший иностранный фильм в Италии, главную премию Лондонского МКФ, был назван Британским киноинститутом вместе с советскими картинами “Месть” и “Белые ночи” среди лучших иностранных работ в 1960 году, удостоен приза Британской киноакадемии как лучший фильм 1961 года (поровну с “Мошенником” Роберта Россена). В первый (и единственный) раз наши сценаристы стали номинантами “Оскара” по итогам 1961 года. “Баллада о солдате” также получила Ленинскую премию в 1961 году.
Картина пользовалась успехом в советском кинопрокате, заняв в 1959 году с результатом 30,1 млн. зрителей 12-е место среди отечественных фильмов (в общем списке за всю историю - на 300-й строчке).
Сценарий Валентин Ежов, Григорий Чухрай
Режиссёр Григорий Чухрай
Операторы Владимир Николаев, Эра Савельева
Художник Борис Немечек
Монтаж Мария Тимофеева
Композитор Михаил Зив
Звукооператор Вениамин Киршенбаум
Производство “Мосфильм”
Актёры Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Валентина Телегина, Эльза Леждей, Лев Борисов
Продолжительность 89 минут, Формат 35 мм, Чёрно-белый, Звук Моно, 1959
ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ
Режиссер Григорий Чухрай
СССР. 1964.
После того, как у пожилой семейной пары сгорел дом в деревне, они оба решили поехать к дочери в заполярный город Ужма, тем более, что и ей надо было помочь в незадавшейся жизни. Да только не прижились старики на новом месте.
Вера Кузнецова, исполнительница одной из главных ролей, была удостоена почётного диплома на МКФ в Канне в 1965 году.
Фильм посмотрели в советском кинопрокате в 1965 году: первую серию - 25,1 млн. зрителей, вторую серию - 24,9 млн. зрителей.
Сценарий Юлий Дунский, Валерий Фрид
Режиссер Григорий Чухрай
Оператор Сергей Полуянов
Художник Борис Немечек
Монтаж Мария Тимофеева
Композитор Александра Пахмутова
Звукооператор Семён Литвинов
Производство “Мосфильм”
Актеры Иван Марин, Вера Кузнецова, Георгий Мартынюк, Людмила Максакова, Галина Польских, Алла Будницкая, Анатолий Яббаров, Виктор Колпаков, Николай Крючков, Николай Сергеев, Гиули Чохонелидзе
Продолжительность 139 минут, Формат 35 мм, Чёрно-белый, Звук Моно, 1964
ПАМЯТЬ
Режиссер Григорий Чухрай
СССР. 1969 (выпуск - 1971).
Художественно-документальный фильм о том, помнят ли люди разных стран мира, какое значение имела Сталинградская битва.
Сценарий Григорий Чухрай
Режиссер Григорий Чухрай
Операторы Борис Брожовский, Олег Згуриди
Художник Борис Немечек
Композитор Михаил Зив
Звукооператор Семён Литвинов
Производство “Мосфильм”
Продолжительность 82 минуты, Формат 35 мм, Черно-белый, Звук Моно, 1969
КЛЕТКА ДЛЯ КАНАРЕЕК
Режиссёр Павел Чухрай
СССР. 1983
Подросток Виктор становится участником кражи, хотя похищенные им из чужой квартиры чемодан и клетка с канарейками оказались не нужны подельникам. Переживая случившееся, Виктор оказывается на вокзале, где знакомится с Олесей, которая, уйдя из дома, тоже чувствует свою бесприютность.
Впервые в советском кино одним лишь намёком была затронута тогда абсолютно запретная тема - солдаты, пострадавшие в Афганистане.
Фильм получил приз на Кошалинских молодёжных киновстречах в Польше, участвовал в Неделе критики на МКФ в Канне
Сценарий Анатолий Сергеев, Павел Чухрай по мотивам пьесы “Случай на вокзале” Анатолия Сергеева
Режиссёр Павел Чухрай
Оператор Михаил Биц
Художники Савет Агоян, Леонид Свинцицкий
Монтаж Антонина Зимина
Композитор Игорь Кантюков
Звукооператор Семён Литвинов
Производство “Мосфильм”
Актёры Вячеслав Баранов, Евгения Добровольская, Алиса Фрейндлих, Борис Бачурин, Семён Фарада, Валентина Ананьина
Продолжительность 77 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук Моно, 1983
Павел Чухрай
Родился 14 октября 1946 года в посёлке Быково Московской области. Сын режиссёра Григория Чухрая. С 1962 года работал радиомонтажником на киностудии “Мосфильм”, с 1964 - осветителем на Учебной студии ВГИКа. В 1969 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека), в 1974 - режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). Лауреат премии Ленинского комсомола (1981), Золотой медали имени Александра Довженко (1981) за фильм “Люди в океане”.
1974 - Вольному воля (короткометражка)
1977 - Ты иногда вспоминай
1980 - Люди в океане
1983 - Клетка для канареек
1986 - Зина-Зинуля
1987 - Запомните меня такой (ТВ фильм)
1992 - Ключ (Россия-Франция, ТВ фильм)
1993 - Ястреб (документальный ТВ фильм)
1997 - Вор
2001 - Дети из бездны (США-Россия, документальный фильм для минисериала “Нарушенное молчание”)
ВОР
Режиссёр Павел Чухрай
Россия-Франция. 1997.
Основное действие происходит в конце 1952 года, в канун грядущей кончины Сталина. И есть на самом деле некая неуловимая связь между вынужденным воровством шестилетнего пацана (кстати, Павел Чухрай дал ему свой личный, 1946-й год рождения, также использовав дворовые впечатления детства), его предательством памяти погибшего на войне родного отца, боязливым принятием временного отчима-вора и страхом-почтением перед якобы бессмертным вождём. Даже рецидив энуреза в двенадцатилетнем возрасте и попытка Саньки тайком избавиться от навязчивого прошлого при помощи пистолета перекликается по времени (уже миновал 1958-й!) с общественными усилиями столь же по-подростковому опасливо преодолеть “культ личности”.
Фильм награждён Золотой медалью президента Сената и призом ЮНИСЕФ на МКФ в Венеции, премиями за режиссуру и главную мужскую роль на фестивале “Киношок”, четырьмя призами “Золотой Овен” - за женскую и мужскую роли, детскую роль и персонально продюсеру Игорю Толстунову, шестью “Никами” - за фильм, режиссуру, женскую и мужскую роли, музыку и персонально продюсеру Игорю Толстунову, также имел номинации на “Золотой глобус”, “Оскар” и “Феликс”
Автор сценария Павел Чухрай
Режиссёр Павел Чухрай
Оператор Владимир Климов
Художник Виктор Петров
Монтаж Марина Добрянская, Наталья Кучеренко
Композитор Владимир Дашкевич
Звукооператор Юлия Егорова
Продюсер Игорь Толстунов
Производство “НТВ-Профит” (Россия), Productions Le Pont, Roissy Films (Франция) при участии CNC, Le Studio Canal+ (Франция) и Госкино России
Актёры Владимир Машков, Екатерина Редникова, Миша Филипчук, Лидия Савченко, Анатолий Кощеев, Юрий Беляев, Амалия Мордвинова, Наталья Позднякова, Антон Табаков
Продолжительность 98 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук Dolby SR , 1997
ДЕТИ ИЗ БЕЗДНЫ (Children of the Abyss)
Режиссёр Павел Чухрай
США-Россия. 2001.
Рассказ о массовом истреблении евреев на территории СССР, о выживших после Холокоста детях и подростках, которые дают интервью в нынешние времена.
Сценарий Павел Чухрай
Режиссёр Павел Чухрай
Операторы Сергей Козлов, Мария Соловьёва, Анатолий Терещенко
Монтаж Сергей Маганет
Композитор Алексей Рыбников
Звукооператоры Дмитрий Рыбников, Александр Селенов
Производство Survivors of The Shoah Visual History Foundation
Продолжительность 55 минут, Формат Video / Beta SP, Цветной, Звук, 2001
ЗАЩИТНИК СЕДОВ
Режиссёр Евгений Цымбал
СССР. 1988.
В 30-е годы столичный адвокат по фамилии Седов берётся за безнадёжное дело, отправляясь в провинцию, чтобы защитить осуждённых людей. Но вместо одних расстреливают других, а потом ещё и третьих - ведь обнаружен антиправительственный заговор.
Фильм награждён на различных международных фестивалях, в том числе в Мангейме и Кемпере в 1988 году, в Лос-Анджелесе в 1989 году, в Корке в 1991 году, а также премией Британской киноакадемии за лучшую короткометражку 1988 года.
Сценарий Мария Зверева по рассказу Ильи Зверева
Режиссёр Евгений Цымбал
Оператор Владимир Шевцик
Художник Евгений Черняев
Монтаж Элеонора Праксина
Композитор Вадим Храпачёв
Звукооператор Лия Беневольская
Производство “Мосфильм”
Актёры Владимир Ильин, Альбина Матвеева, Тамара Чернова, Татьяна Рогозина, Вацлав Дворжецкий, Всеволод Ларионов, Гарик Сукачёв, Александр Жарков
Продолжительность 46 минут, Формат 35 мм, Цветной , Звук Моно, 1988
Мария Зверева
Родилась 6 декабря 1950 года в Москве. Дочь писателя Ильи Зверева. В 1973 году окончила сценарный факультет ВГИКа. Жена режиссёра Павла Чухрая. С 1989 года - заместитель председателя Конфедерации Союзов кинематографистов. С 1995 - вице-президент РОПАС (Российской организации по защите авторских прав). Член Европейской киноакадемии (1997).
1973 - Где это видано, где это слыхано (короткометражный ТВ фильм)
1973 - Капитан (короткометражный ТВ фильм)
1974 - Странные взрослые (ТВ фильм)
1977 - Первые радости (минисериал)
1979 - Необыкновенное лето (минисериал)
1980 - Лялька Руслан и его друг Санька (ТВ фильм)
1980 - Свет в окне (ТВ фильм)
1983 - Скорость
1987 - Запомните меня такой (ТВ фильм)
1988 - Защитник Седов (среднеметражный фильм)
1988 - Украденное свидание
2000 - 27 украденных поцелуев (совместно с Ираклием Квирикадзе и Наной Джорджадзе) ФРГ-Великобритания-Франция-Грузия
ЧЕТВЁРТЫЙ ПАПА
Режиссёры Владимир Краснопольский, Валерий Усков
СССР. 1968.
Новелла из телефильма “Времена года”, снятого по рассказам Юрия Нагибина. Семилетний мальчик Саша знакомится с уже четвёртым по счёту папой в своей короткой жизни.
Лента удостоена почётного диплома за короткометражку на МКФ телефильмов в Праге в 1968 году
Сценарий Юрий Нагибин
Режиссёры Владимир Краснопольский, Валерий Усков
Оператор Пётр Емельянов
Композитор Леонид Афанасьев
Производство “Мосфильм” по заказу Гостелерадио СССР
Актёры Антон Табаков,
Продолжительность 25 минут, Формат 35 мм, Чёрно-белый, Звук Моно, 1968
|