Фабрика шедевров

История Pixar берет свое начало в 1979 году. Тогда знаменитый Джордж Лукас, прорвавшись в голливудскую элиту со своими «Звездными войнами», создает компьютерное подразделение своей кинокомпании, которое называлось «Computer Division». Несмотря на то, что Лукас твердо понимал, что за компьютерными эффектами будущее, он не сразу воспользовался услугами своей инновационной команды. Фильм «Империя наносит ответный удар» в 1980 году вышел вообще без компьютерных спецэффектов.

Постепенно Pixar интегрировала свои наработки в компьютерной графике в область традиционного кино и мультипликации. Основным героем зародившейся студии стал 27-летний Джон Лэссетер, до этого работавший пять лет на студии Disney. Кстати, еще учась в университете, он два года подряд получал студенческие «Оскары» за свои короткометражки. В 1984-м Лэссетер переходит в Lucasfilm и вскоре создает тестовый двухминутный мультик «Приключения Андре и Уолли Би». Если раньше компьютерная анимация использовалась как инструмент для спецэффектов, то Лэссетер показал, что в 3D можно создавать полноценные истории с сюжетом и персонажами.

В 1986 году легендарный основатель компаний Apple и Next Стив Джобс выкупает у Лукаса его компьютерное подразделение и создает независимую студию Pixar, полностью ориентированную на производстве 3D-анимации. С 1986-го по 1989-й студия выпускает четыре короткометражки («Люксо-младший», «Сон красного», «Оловянная кукла», «Тук-тук»), сделанные все более и более мастерски. «Люксо-младший» — история лампочки, позднее ставшей символом Pixar, — номинировалась на «Оскар», а «Кукла» его получила, обойдя мультики, нарисованные традиционным способом. Поскольку Лэссетер был «птенцом гнезда Диснеева», его студия еще в 1987-м подписала соглашение с Disney о совместной работе. Pixar сразу занялась полнометражной мультипликацией, первой из которых стала «История игрушек». Работа над ней велась долгих четыре года. Добравшись в конце ноября 1995 года до американских экранов, мультфильм произвел фурор, порвал бокс-офис и перевернул мультипликационный мир. Трехмерная анимация перешла в разряд высокодоходной индустрии. При бюджете в тридцать миллионов мировые сборы превысили 500 миллионов, и Pixar моментально вошла в число ведущих анимационных студий планеты. Достижения компании были немедленно подхвачены конкурентами. Следующий проект Pixar вышел уже в 1999-м. «История игрушек-2» изначально планировалась выйти на видео, но первые тестовые просмотры выявили такой интерес зрителей, что концепцию фильма срочно изменили, а бюджет увеличили до 90 миллионов долларов. И действительно, картина только в США собрала более 300 миллионов, при том, что в основе сценария лежали эпизоды и идея, не вошедшие в первую «Историю».

«Корпорация монстров», вышедшая в 2001 году потрясла аудиторию доскональностью продакшна. Например, шкура медведя Салли насчитывала больше двух миллионов прорисованных волосков. Как результат – всеобщее обожание, особенно среди детей и полмиллиарда кассовых сборов. В 2003-м из Pixar на экраны грациозно выплыла рыбка-клоун по имени Немо. И задала такого жару! В первый же уикенд «В поисках Немо» заработал больше денег, чем любой другой анимационный фильм в истории США — 70 миллионов. Но это было только начало! Когда «Немо» выпустил зрителей из своих плавников, в них осталось больше 700 миллионов долларов. Конечно, бюджет у проекта тоже был не копеечный — 94 миллиона, но прибыль в сотни процентов — это всегда огромный успех.

В конце того же года, Pixar заставила сопереживать героям «Суперсемейки». В итоге семья из пяти супергероев вытащила из карманов зрителей 560 миллионов — сумма внушительная, но не столь впечатляющая, как у второго «Шрека», конкурирующего с мультфильмом Pixar, зато «Суперсемейка» отыгралась на наградных церемониях, получив два «Оскара» и десять анимационных призов «Энни», в то время как «Шрек-2» довольствовался номинациями. Эстафету триумфа перенял проект «Тачки». Мультфильм, в котором Pixar не привыкший ездить по одной колее, а стремящийся открывать все новых героев, оживил машинки. «Тачки» получили две номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Мультфильм 2007 года про крысенка, стремящегося стать шеф-поваром «Рататуй» завоевал сразу 10 наград на церемонии вручения наград Annie Awards, аналога Оскара в области анимационных фильмов, а его касса раздулась от суперуспешнорго бокс-офиса – $ 620 миллионов в мировом прокате. Ну а в прошлом году Pixar сумели превзойти сами себя, создав феноменальный мультфильм «ВАЛЛ-И», который заставил рыдать полмира, очень мощно помешал дебюту Бекмамбетова в Голливуде и заработал номинацию на «Оскар». Сможет ли Pixar обновить свою коллекцию золотых статуэток, мы узнаем 22 февраля.

На правах рекламы:

Фонд МИК - место, где рождаются стартапы, проекты и раскрываются таланты, сайт i.moscow