(16.03.1920, Пермь - 2.06.2000, Москва), российский режиссер и сценарист. Народный артист РСФСР (1977). Лауреат премии «Золотой Овен» за 1995 год, премии «Ника» в 2000 году в номинации «Честь и достоинство». Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С.М.Эйзенштейна) в 1943 году. С 1941 года был ассистентом режиссера. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа - «Путь славы» (1949, с Б.А.Бунеевым и А.М.Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А.Н.Рыбакову, с В.Я.Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни сильнее всего проявился в его самостоятельных фильмах о современной деревне - «Чужая родня» (по повести «Не ко двору» В.Ф.Тендрякова, 1956) и «Тугой узел» (по Тендрякову, 1957). Но вторая из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров, будучи потом выпущенной на экран под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссер смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла», пришедшегося явно «не ко двору» даже в период так называемой оттепели. В контексте этого случая с вынужденной уступкой властям (и, кажется, единственной в биографии действительно честного и достойного художника) следует по-особому понимать всенародно любимую и до сих пор часто показываемую по телевидению следующую картину Швейцера - «Мичман Панин» (1960), в которой, подобно лукаво мимикрирующему герою, выдающему себя за не того, кем он является, режиссер несомненно отстраняет и ловко «остраняет» типичный жанр историко-революционного фильма. Вот это редкостное умение Швейцера даже в пафосных, внешне идеологически правильных произведениях («Время, вперед!», по В.П.Катаеву, совместно с С.А.Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л.М.Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, еще и более широкое, глубокое, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи, выразилось в полной мере в целой серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л.Н.Толстого («Воскресение», 1 серия - 1960, 2 серия - 1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И.А.Ильфа и Е.П.Петрова («Золотой теленок», 1968), А.П.Чехова («Карусель», т/ф, 1970, в прокате - 1977; «Смешные люди», 1978), А.С.Пушкина («Маленькие трагедии», т/ф, 1980) и Н.В.Гоголя («Мертвые души», т/ф, 1984) режиссер вовсе не бежит от современной подавляющей действительности в мир минувших иллюзий, где только и можно найти приют свободному вдохновению художника. Являясь достаточно бережными экранизациями, внимательными чуть ли не к каждому слову классиков, эти ленты Швейцера сохраняют и его личную авторскую интонацию, однако меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты - до печальной, драматической, даже трагической. А самое главное - в вечном и великом без всякого модернистского или постмодернистского усилия обнаруживается чрезвычайно актуальное и злободневное, так что порой трудно избавиться от искуса сопоставлять время появления данных экранизаций с периодами общественных изменений или, напротив, эпохой отсутствия оных, как в ситуации так называемого застоя (именно тогда вышли самые мрачные и одновременно философские картины «Маленькие трагедии» и «Мертвые души»). В последнее десятилетие, кстати, тяжелое и для всей российской кинематографии, режиссер испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма - социальный фарс «Как живите, караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис-монолог-дивертисмент «Послушай, Феллини!» (1993, т/ф, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли. После смерти Софьи Милькиной, долголетней спутницы жизни и верной соратницы, Михаил Швейцер прожил чуть более года, попав через несколько дней после награждения почетной премией «Ника» в автомобильную аварию и скончавшись спустя месяц накануне очередной операции.
|